(Из классического наследия)
Четверо приятелей решили помузицировать. У них как раз получался квартет, а мартышка ещё и прекрасно пела. Не успели они усесться, как Козёл уронил ноты.
- Сядь на них! - закричала Мартышка, - сядь немедленно, а то всё забудешь (есть у музыкантов такая примета).
Козёл наклонился, чтобы сесть на ноты, и на ухо ему тут же наступил Медведь. Ясное дело, что на это ухо Козёл перестал слышать вообще, а не только музыку. Но он ничего не сказал, потому что ему очень захотелось помузицировать. Он только попросил Мартышку поменяться с ним местами, чтобы быть подальше от Медведя. Правда, теперь он сидел глухим ухом к остальным, но это его не тревожило.
Наконец, все настроили инструменты, и Осёл сказал:- «И..».
Грянули в смычки, и неплохо грянули. Секунд через десять Осёл не выдержал и крикнул: - Стоп!
- В чём дело? - спросила Мартышка.
- Разошлись - коротко бросил Осёл.
- Разве? - удивился Козёл, - а по-моему неплохо.
- Смотрите, - сказал Осёл, - я вступаю вместе с Мартышкой через два такта, - Козёл, и ещё через два такта - Медведь.
- Я ещё не вступал, - сказал Медведь.
- неважно, - сказал Осёл. Ты должен просчитать про себя раз-и, два-и, - три раза, и тогда вступишь правильно.
- Я считал, - сказал Медведь, - но до меня музыка не дошла….
- Попробуем ещё раз, - сказал Осёл, - Даю затакт, - он плавно поднял копыта и резко их опустил.
Никто не вступил, только Медведь начал считать. Наконец, Мартышка робко сказала: - Вы хотели нам что-то дать, только я не поняла как - то ли за так, то ли …
- Я хотел дать вам затакт! - взревел Осёл, потрясая передними ногами, и каким-то чудом не разбив скрипку, которую держал копытом.
- Да, конечно, за так, - быстро сказала Мартышка, пытаясь его успокоить, - именно за так. Кстати, почему? Мы можем заплатить.
Осёл поднял тяжёлый том романсов Чайковского и опустил его на мартышкину голову.
- Поняла, - сказала Мартышка и поклялась, что рта не раскроет пока этот старый Осёл будет рядом.
Осёл покопался в скрипичном футляре, вынул дирижёрскую палочку и положил её на пюпитр. Потом он грозно оглядел музыкантов.
- Альт, - сказал он, - вам не полагается сидеть рядом с виолончелью. Она подавляет ваш тембр. Пересядьте за Козла. - Мартышка пересела.- Медведь, пожалуйста, глаза на меня, я дам вступление. - Он постучал палочкой по пюпитру. - К сведению всех: затакт - это «И». Повторяем! Первая страница от начала до конца без остановок! - И он дал затакт.
Заиграли. Хорошо заиграли, мощно! Правда, ритм чуть хромал - играли то ли на три, то ли на четыре. Но хорошо! Звучало как в Большом зале консерватории. первым доиграл Козёл. Осёл опоздал на два такта, хотя они вели тему вместе. Альт быстро закруглился вместе с Ослом и ушёл за стул, откуда иногда выглядывал. Медведь считал, перевёртывая страницы, и удивлялся сложности партии. Вступление он так и не нашёл.
Доиграли.
Осёл пожевал дирижёрскую палочку и задумчиво спросил: - Что мы играем? - и взглянул на ноты.
- «Песню без слов» Мендельсона, - сказала Мартышка.
- Как Мендельсона? У меня квартет Моцарта, - удивился Козёл.
- А я ещё не играл, - вздохнул Медведь.
- Что ты ещё не играл? - спросил Осёл.
Медведь перевернул страницы и сказал: - тут нет названия…
У Осла на пюпитре стоял «Полонез» Огинского. Он поморщился - Нет, всё это слишком сложно.
Он снова полез в футляр и вынул оттуда затрёпанную рукопись. Смущаясь, он сказал: - Это я на досуге разложил одну вещичку на четыре голоса... Хотя сразу это трудно. Попробуем сначала в унисон.
Он раздал ноты, сказал «И» и музыка загремела:
Ми, до, ми, до, фа, ми, ре!
Соль, соль, ля, си, до, до, до!
- Ещё раз! - крикнул Осёл, и Мартышка начала подпевать:
Ми, до, ми, до, где ты был?
Соль, соль, ля, си, водку пил!
- Ну вот, - сказал Осёл: - терпение и труд всё перетрут!
Рая Рубинштейн