Истоки еврейского театра (как, впрочем, и театров других национальных культур) уходят в глубь веков.
Первые театральные религиозно-проповеднические представления появились приблизительно в XVII в.
Разыгрывались они в дни религиозного весеннего праздника Пурим.
Эта традиция в начале XVIII века приобретает характер организованного театра пуримшпилеров, напоминающего театр комедии дель арте.
Пуримшпили игрались на традиционные библейские сюжеты: "Мудрость Соломона", "Продажа Иосифа", "Заклание Исаака", "Давид и Голиаф".
А самый распространенный сюжет - предотвращение массового истребления евреев благодаря царице Эстер и её мудрому дяде Мордехаю (в честь этого события ежегодно в марте (адаре) и празднуют Пурим).
Исполнителями Пуримшпилей были исключительно мужчины: сначала ешиботники - учащиеся высших духовных школ (ешибот), а затем и ремесленники, мастеровые и синагогальные служки.
Театр пуримшпилеров в течение нескольких столетий функционировал только один день в году.
Естественно, он не мог стать настоящим театром. Но вплоть до 1876 года он оставался практически единственной формой существования театра в традиционном еврейском быту.
Наряду с пуримшпилерами - носителями театрального искусства в еврейском быту были бродячие актеры: скоморохи-бадхены, бродерзингеры, певцы из винных погребов.
Именно в качестве певца-исполнителя народных песен начинал свою творческую деятельность
Авраам (Абрам) Гольдфаден - основатель еврейского профессионального театра.
А.Гольдфаден. (1840- 1908) - уроженец Волыни, выдающийся еврейский поэт актер, драматург, композитор и режиссер. В 1876 г. в г. Яссы (Румыния) он собирает первую еврейскую профессиональную труппу и начинает гастролировать по городам и местечкам Украины, России, Польши, Белоруссии.
Гольдфаден собрал талантливых актеров: Якуб Адлер (первый еврейский трагик), Спиваковский, Могилевский, Табачников, Латайнер.
В труппе ставились исключительно пьесы самого Гольдфадена.
Всего его перу принадлежит свыше сорока пьес; наиболее популярные из которых: "Бар Кохба", "Суламифь", "Колдунья", "Два Кунелемля", "Доктор Алмасадо".
Основная заслуга Гольдфадена-драматурга состоит в том, что он первым создал полноценный репертуар для еврейского театра во всем жанровом разнообразии: от исторической трагедии до социально-бытовой комедии.
Драматургия Гольдфадена закрепила музыкально-драматическую направленность еврейского театра
(сам драматург часто являлся и автором музыки к своим постановкам).
Эта направленность, безусловно, базируется на богатой песенно-музыкальной культуре еврейского народа.
Песни из его оперетт стали шлягерами по всей Европе.
И сегодня его колыбельную "Цимуким ушкэдим" ("Изюминки и миндальные орехи") можно услышать и на иврите, и на идиш.
Гольдфаден писал на обоих этих языках, а содержание его песен было ярко выраженным сионистским еще до официального формирования сионистского движения.
В песне "Йосеф бевейт hа-соhар" ("Йосеф в тюрьме") он писал так:
Гей, Ханаан, страна,
полная отрады!
Колыбель моего детства,
буду целовать твой прах,
свята мне память о тебе.
Я пил твое молоко,
ты взрастила меня...
Со своей труппой Абрам Гольдфаден объехал всю Украину и Польшу, часть России.
Но в 1883 г. царское правительство запретило еврейский театр, и труппа Гольдфадена уезжает в Румынию, а затем в Америку.
Преемником Гольдфадена стал актер и антрепренер Абрам Фишзон.
Сначала в его труппе были только мужчины; позднее была принята в театр Брагинская, первая еврейская актриса, ставшая женой Фишзона.
Она вспоминала, как нелегко было после запрета 1883 г. существовать еврейским труппам и добиваться разрешения буквально на каждый спектакль...
Напомню, что история еврейского театра в Украине - практически белое пятно в театроведении.!
Фундаментальные издания по этой теме отсутствуют, публикации крайне малочисленны, особенно по дореволюционному периоду развития еврейского театра.
И на этом фоне тем ценнее изданная в 1938 г. книга И.Файля "Жизнь еврейского актера" - мемуары участника любительских кружков, а впоследствии - профессиональных еврейских трупп.
Автор показывает процесс становления еврейского театра изнутри, с мельчайшими подробностями, в живописных деталях.
Кому это, конечно интересно, очень советую прочитать.