Вот уже год в моей жизни присутствует интернет-шоппинг.
Каждый месяц я трачу приличную часть своей зарплаты на покупки, совершенные в интернете.
Из плюсов: я не хожу по магазинам. Кто бы знал, как я не люблю это делать! Теперь в моей душе мир и покой, ведь я не должна тратить время на то, чтобы куда-то ехать, искать место для парковки или толкаться в транспорте (даже не знаю, что хуже), выбирать из того, что есть, а если ничего не выбрала, значит, 3 часа жизни потрачены зря.
Да, я считаю шоппинг в реале жуткой пыткой и бесполезной тратой времени. Исключения три - это продуктовые магазины, аптеки, магазины посуды и товаров для дома, где мне важно потрогать и подержать в руках.
Из минусов: тратится больше денег, чем при обычных походах в магазин.
Конечно больше, ведь я стараюсь ходить в магазины как можно реже, а тут открываю страницу и непонятно, как я раньше жила без этих ботильонов! Или вот это платье - это же моя мечта! Синее или зеленое? А, сколько той жизни! Возьму оба два!
Чем больше я варюсь в этом онлайн-котле, чем больше отзывов участников форумов и сообществ читаю, тем сильнее средний потребитель мне напоминает среднего пешехода.
У нас в обществе есть два похожих стереотипа "клиент всегда прав" и "пешеход всегда прав".
Особенно умиляет ситуация с пешеходами. Да, конечно, пешеход всегда прав, особенно, когда мертв вследствие своей беспечности. Пешеход, который всегда прав, ходит в капюшоне и наушниках, не смотрит налево, когда ступает на нерегулируемый пешеходный переход, занят разговором по телефону, не носит светоотражающих элементов... В общем, ему не до тех, кто там несется и спешит, гремя тоннами железа.
С клиентом тоже смешно.
Я работала 7,5 лет (с перерывом на декрет) в компании по оптовой торговле китайской обувью. Да-да, клиент всегда прав, но часто экспертиза все же доказывает обратное. А это значит, что люди (не все, конечно) хитрят, выдумывают, выкручиваются, делают глупости, а чаще всего просто не думают, когда совершают покупку.
Хочу поделиться наблюдениями из своей активной жизни в онлайн-магазинах (не белорусских резидентах, с доставкой в РБ и оплатой по факту получения посылки).
Чаще всего тут наблюдения из разряда советов Капитана Очевидность, но почему-то находятся люди, которые этого не понимают.
1. Первое, что должен сделать человек, который планирует дебютную покупку в интернет-магазине, это прочитать Условия работы интернет-магазина (Правила и т.п.)
Документ, который прописывает основные права и обязанности Продавца и Покупателя, условия и сроки доставки, оплаты, возврата, хранения, высказывания претензий и т.д.
Последующие жалобы и стоны звучат смешно, потому что все с детства знают фразу: незнание закона не освобождает от ответственности.
Ты поставил галочку, что ознакомлен? Тогда не плачь, что тебя обижают, если все происходит ровно по написанному.
2. Уточнить список вещей, которые не принимают обратно.
Брак примут в любом случае. Но вот если купальник где-то жмет, то его обратно не возьмут. У крема для волос оказался неудачный состав? Даже если ты этот крем не открывал, косметику назад не примут.
3. Покупай проверенные бренды. Хотя бы первое время.
Ты наверняка знаешь, какой размер джинсов Мустанг ты носишь, какой размер Конверсов идеально тебе подходит, какие духи любит твоя мама. Спроси подружку, у которой есть свитер Стефанель и майка Москино, как носятся эти вещи. Не экспериментируй со всем подряд.
Если решился на покупку, найди отзыв: может, этот неизвестный бренд маломерит? Или скукоживается после первой стирки?
4. Не покупай дешевые вещи неизвестного производителя. Этот пункт вытекает из предыдущего.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Подумай, что на этой куртке (за 5 копеек) уже наварились производитель и посредник. 95% вероятности, что будут кривые швы и торчащие нитки, дешевый недолговечный материал. На картинке оно может выглядеть неплохо, но по факту вряд ли понравится. Поэтому придется оформлять возврат и ждать деньги.
По-моему, легче сразу купить то, что не вызовет сомнений и не доставит неудобств.
Как говорили древние люди, которые повсеместно знали латынь: bis dat, qui cito dat. Кто мало дает, тот дважды дает.
Или как говорили наши мамы и бабушки: я не так богата, чтобы покупать дешевые вещи.
5. Отдельная тема - бытовая техника.
Вам может придти в голову купить недорогую бытовую технику в иностранном интернет-магазине? Тогда готовьтесь к тому, что возить ее на гарантийный ремонт придется в другую страну. Во-первых, потому что это условие интернет-магазина. Во-вторых, в вашей стране нет оф. представителя этого маленького (и никому неизвестного) испанского или голландского бренда.
6. Сохраняйте документы, свидетельствующие о том, что вы совершили покупку в интернет-магазине!!!
20 чеков об оплате вам не понадобятся, а 21-й вдруг пригодится. Внезапно. Для гарантийного ремонта или для налоговой. Храните хотя бы год - чеки много места не занимают.
7. Не забывайте, что есть интернет-магазины, которые возвращают таможенный сбор за превышение лимита покупки (вечная проблема беларуских интернет-шоперов). То есть вам достаточно прислать фотографию оплаченного таможенного сбора - и эти деньги компенсируют на виртуальный счет для совершения новых покупок. Странно, что даже бывалые интернет-шоперы не всегда об этом знают, очень удивляются. А документ об оплате выброшен. Поэтому - см пункт 1 и 6.
8. Проверяйте посылку прямо при получении (на почте или в присутствии курьера EMS), потому что если вы сразу не составите акт о том, что в заказе чего-то не хватает, претензии принимаются с большими сомнениями - для Продавца ситуация двусмысленная, установить доподлинно, получен ли товар в неверной комплектации или нет, становится невозможно.
9. Для меня самой этот пункт пока что неожиданность - продавец может отказаться от вас, как от покупателя, заблокировать аккаунт и запретить совершать дальнейшие покупки.
Да, такое может случится, если руководство онлайн-магазина посчитает, что сотрудничество с вами ему не выгодно, ущемляет интересы магазина или нарушает действующее законодательство. Например, вы постоянно возвращаете покупки, утверждая, что они с браком: то вечернее платье пришло с дыркой, то юбка - с большой затяжкой.
Да. Не только мы можем сказать "пока-пока", но и нам.
10. Чтение отзывов о работе интернет-магазинов - очень увлекательное занятие.
Раньше я бы сказала, что обращать внимание нужно исключительно на отрицательные записи, потому что говно на вентилятор человек способен подкинуть просто из любви к искусству и абсолютно бесплатно. Так оно и есть, желающих высказать свое "фе" много, а вот похвалить магазин и похвастаться покупками - не очень. Вспомните свои покупки: часто ли вы пишете хорошие отзывы куда бы то ни было?
А сейчас очень часто я читаю не просто отзывы. У некоторых людей между строк сквозят диагнозы в дополнение к неграмотности и плохому воспитанию. Культура общения исчезает на глазах.
Давайте уважать тех, кто вас читает.
11. И еще. Возвращаясь к первому пункту данного руководства для чайников. Внимательно читайте, какой стране принадлежит магазин, на основании правовых актов какой страны составлены Правила и Условия. Потому что иногда вдруг оказывается, что остается только интернет сотрясать своими гневными возгласами - не ехать же в самом деле судится в другую, даже не соседнюю страну.
Кстати, сейчас подсчитаю, сколько заказов я сделала за год.
30 посылок, в которых находилось 59 вещей. Одежда для всей семьи, обувь, сумки и чемодан, посуда, постельное белье, косметические средства по уходу за волосами, парфюмированная вода, часы. Из всего этого многообразия лишь 1 вещь пришла с браком, а 2 вещи не подошли по размеру (честно признаюсь, только по неопытности - это были первые заказы).
В ближайшем будущем есть планы покорить iherb и yoox)
Делитесь, какими были ваши подвиги на ниве онлайн-шоппинга?
Если были "подводные камни" и недоразумения, то какие?
Делимся любимыми интернет-магазинами;)