Центральный концертный зал
Если вы поинтересуетесь в Баку концертным залом, то первый прохожий вам назовет Дворец Гейдара Алиева, второй, возможно, Дворец Республики, а третий, глядишь, припомнит Дворец Ленина. Все трое наверняка укажут одно и тоже направление, потому что, собственно говоря, это одно и то же заведение, располагающееся в величественном здании, отстроенном в 1972 году по проекту архитекторов В.Шульгина и Э.Мельхисидекова.
Центральный Концертный зал республики - это главная сцена страны. Подмостки Дворца помнят десятки съездов, конференций, фестивалей, гастролей и эстрадных сборников. Здесь выступали Брежнев и Жванецкий, здесь играли в КВН и в политику, здесь демонстрировались модные наряды, модные спектакли и свежайшее кино, по этой сцене дефилировали главные отечественные красотки и мировые звезды... Чего только ни помнит наш ЦКЗ - Дворец Гейдара Алиева.
Да и как ему не помнить... Если вы спросите все у тех же сведущих прохожих насчет второго по значимости концертного зала, они могут здорово призадуматься, а то и попытаться сбежать. Настаивайте на своем вопросе. Не соглашайтесь ехать в микрорайонские рестораны, чтобы послушать самопровозглашенных звезд азербайджанской эстрады. Пропустите мимо ушей фразу «Купи в ларьке кассету и слушай-да!» И тогда, через часик-другой, вы, возможно, услышите неуверенное: «Мм-эээ... Ну, в цирке иногда бывают концерты, на бульваре... гм... на стадионе, кажется, были... А! Зеленый театр только-только восстановили. Там, наверное, что-то будет...»
А старички могут вспомнить про некогда обширную систему Домов Культуры, где играли профессионалы и любители, куда ходили веселиться и веселить, учиться и учить, танцевать, петь, рисовать, изображать Гамлета и преодолевать третий концерт Рахманинова...
Но пока, в условиях, когда бывшие дома бывшей культуры расхватаны стремительными предпринимателями, как правило, для чрезвычайно далекого от художественной самодеятельности бизнеса, когда стадионные концерты под силу единицам (зачастую видящих стадионные концерты в обрамлении похоронных принадлежностей), когда другие концертные площадки только замышляются, Дворец Гейдара Алиева остается номером один, номером два, да и многими другими номерами в рейтинге национального шоу-бизнеса.
Да и Дворцом он называется неспроста. Сюда идут не только вкусить сценических искусств, сюда идут устроить себе небольшой, а то и вполне значительный праздник.
Вот несколько простых правил по посещению среднестатистического мероприятия в нашем прекрасном Дворце. Допустим, премьеры кинофильма или гастролей Тото Кутуньо.
1. Не заходите во Дворец сразу. Попредвкушайте событие на его ступеньках. Погуляйте, поищите знакомых. Даже если вы в Баку впервые, причем проездом из Анадыря в Паумоту, вы все равно кого-нибудь встретите.
2. Когда ликующе-предвкушающая толпа третий раз ненароком столкнет вас со ступенек, можете вскарабкаться на крылечко снова и подойти к билетеру. В зависимости от претензий гастролера у вас могут проверить не только билет, но и ручную кладь, знание астрофизики, а также справку об освобождении. Но это редкие исключения.
3. В холодное время года вам придется спуститься на эскалаторе в гардероб и поручить свое пальто на бурундучьем меху команде неторопливых гардеробщиц. В теплое время, когда гардеробщицы расслабленно сплетничают за чашкой чая, топики и тенниски разрешается не снимать.
4. Пригладив прическу, попудрив носик и вздохнув о былой фигуре перед многочисленными зеркалами, вы пройдете через ряд дворцовых кафе и кафетериев. Надо обязательно купить бутерброд, коржик и бутылочку чего-нибудь. Этим вы, во-первых, порадуете буфетчиц, а во-вторых, продемонстрируете почтенной публике свою респектабельность и умение вкушать докторскую колбасу с изяществом аристократа, утомленного светом.
5. Двигаясь по маршруту буфет-зал, вы непременно встретите всех знакомых, увернувшихся от вашего взгляда ранее. Большая часть зрителей долго стоит в проходах, оживленно разглядывая: «Кто-э вообще пришел? Ой, а Джа-ама разве не в городе?.. Ты на эту-э посмотри! Это у нее типа вечерняя прическа «Рассвет в Сураханах»?..» Времени до начала представления, как правило, не хватает, чтобы рассмотреть все две тысячи зрителей, оценить их наряды, галстуки и стразы на колготках, еще труднее успеть доказать, что и на вас не костюм шпалоукладчика. Поэтому хорошим тоном является занять свое место никак не раньше, чем погасят в зале свет, а певец исполнит третью или четвертую композицию.
6. Учтите, кое-кто в зале способен подумать, что у вас нет мобильного телефона. Ни в коем случае не выключайте его. Если вам почему-либо никто не звонит, сами наберите номер друга и пересказывайте ему содержание песен. Напевать тоже можно.
7. Все знают, что в антракте в туалете не протолкнуться, поэтому опытные люди числом в несколько сотен ходят освежиться посреди концерта. Выходить через верхние двери не принято. Надо спуститься со своего 28-го ряда к сцене, и, не обращая внимания на надрывающегося певца, спокойно пройти к выходу. Только не забудьте поздороваться с обитателями первых рядов и спросить, как у них дела.
8. Ждать окончания концерта тоже не стоит. В гардеробах может случиться давка. Быстро хлопните артисту и бегом. «Погодите! У меня еще три песни осталось!» - попытается крикнуть певец, но надо ли вам оно? Главное вы уже увидели, на ивенте отметились, а торопливый уход высшим обществом будет расценен как высший шик: «Дела, дела!»…