Приехали в Баку? (19)

Mar 29, 2007 15:51

Книжный пассаж

Есть такое красивое слово - «эклектика». Эклектика - это, чем славен наш Баку и в особенности - его центр, застраивавшийся в разные эпохи людьми из разных стран и с разными архитектурными предпочтениями, центр со всеми его обитателями, фрагментами и деталями. Эклектика - это неучтожимая бакинская повседневность, слагающаяся в уникальную гармонию огромным количеством «гармонистов».
Возьмем характерный пример - маленький фрагмент улицы Рафибейли, прилегающий к Площади Фонтанов и перенявший у нее свою пешеходность.






Но сперва об улице вообще. Некогда она носила имя бакинского губернатора Колюбакина. Достоверных сведений о том, по чьей инициативе было придумано такое название, нет. Михаил Петрович Колюбакин прославился немалыми трудами для благоустройства Баку. Например, снес часть крепостной стены - между городом и морем. А еще его родной брат - удалой гусар Николай - был знаком с Лермонтовым и послужил прототипом Грушницкого….
Революция дала улочке имя Саратовца Ефимова. Долгие десятилетия бакинцы мучались в догадках: что такое «Саратовец»? Если это имя, то родителей Ефимова можно было заподозрить в том, что они мечтали не о мальчике, а о тракторе или подъемном кране (см.«Кировец», «Ивановец»). Если это происхождение, то почему оно принципиально указывается в названии улицы? Почему тогда нет улиц Бакинца Азизбекова и Тбилисца Джапаридзе?..
Пришло время расставить точки над i. Саратовец - это происхождение и одновременно псевдоним пламенного революционера Василия Фроловича Ефимова, члена Бакинского комитета партии, сотрудника газеты «Бакинский рабочий», умершего в Бутырской тюрьме совсем молодым, за пять лет до Великой Октябрьской неурядицы.

Теперь загадок меньше. Теперь эта уютная улочка носит имя замечательной поэтессы Нигяр Рафибейли и что примечательно, она стыкуется с улицей поэта Расула Рзы как раз возле дома, где и жили два таланливых писателя, два народных поэта Азербайджана - супруги Расул Рза и Нигяр Рафибейли. Тот редкий случай, когда названия улиц просто идеальны.
А маленький фрагмент улицы, о котором шла речь выше - яркий пример эклектики, о которой речь шла еще выше. Его зовут Книжным Пассажем. Здесь вообще-то два пассажа, глядящих друг на друга. В одном действительно раньше было несколько книжных магазинов. А другой позже прославился тем, что там появилась первая в городе шаурма. Теперь в пассажах не торгуют шаурмой, а недораспроданные книги изгнаны из магазинов на свежий воздух. Пассажные лавки предлагают прохожим модную одежду, антиквариат, сувениры и всяческие фототовары. Однако не в них колорит Пассажа. Весь смак, вся эссенция этого переулочка - в «междупассажье». Здесь торгуют искусством. Благодаря художникам, прочно обосновавшимся у старых стен, в проемах и на ступеньках, это место даже некогда звалось бакинским Арбатом.






Здесь представлены картины на любой вкус - портреты, пейзажи, натюрморты. Маринисты, урбанисты, карикатуристы, апологеты фэнтези, фанаты старых бакинских двориков, художники, подражающие Рубенсу, Нариманбекову, Тропинину, передвижникам и прерафаэлитам - все поразвесили свои бессмертные и не очень дешевые шедевры на суд прохожих и с вожделением глядят на фланирующих иностранцев.
Если вам так и не удалось выбрать полотно, достойное стены вашей спальни, если из 127 изображений Девичьей башни вам ни одно не напоминает экспонат Лувра, а украсить дом портретом неизвестного мужика с усами вам не позволяет недостаток эксцентричности, вы можете заказать прямо здесь ту живопись, о которой мечтаете со времен полового созревания. А могут нарисовать и вас - с натуры, с фотографии, с ксерокопии, с рентгенограммы.






Чуть позже к живописцам и графикам присоединились представители и других видов искусства, а за ними коллекционеры и уличные антиквары. Если представить среднего покупателя, на которого рассчитан ассортимент нашего самого колоритного переулка, то получится удивительный образ:
Он любит пить кофе, перемолотый в старинной кофемолке, сваренный в старинной турке, поданный в старинном медном кофейнике и разлитый по старинным чашечкам. Чашечки напоминают стопки и тоже вроде бы медные. Зато ложечки - вполне серебряные и тоже старинные.
Кушает он исключительно из тарелок с видами Баку.
У него несколько хобби - искать кассеты и пленки к фотоаппаратам типа «Любитель» и «Этюд», смотреть в телескоп, любоваться на фарфоровых зайцев и балерин, играть в нарды и шахматы.
Он тоскует по прошлому, в связи с чем у него есть несколько разноразмерных бюстов В.И.Ленина, один - Сталина и один - на всякий случай - Маркса.
Одевается наш герой в форму Советской Армии. На груди несколько орденов и медалей - преимущественно юбилейных.
Он крутит виниловые диски «Битлз» производства фирмы «Мелодия», а за новостями следит при помощи матрешек. На матрешках у него все деятели современности от очередного американского президента до Усамы Бен Ладена.
На бедность этот удивительный персонаж пожаловаться не может, за все он расплачивается монетами царской России и ханского Азербайджана.
Приезжайте и вы сможете примерить этот образ на себя!

Путеводитель

Previous post Next post
Up