Наверное, не проходит и дня, чтобы где-нибудь не обсуждались проблемы пригородного сообщения на направлении Москва - Санкт-Петербург. По мнению авторов этих выступлений, во всем виноват исключительно «Сапсан». Дескать, запустили высокоскоростной поезд и в связи с этим перекроили все пригородное сообщение между Москвой и Питером. Давайте сегодня поговорим об этом мифе. Мы расскажем, что происходит на самом деле.
Итак, виноват ли «Сапсан» в изменении расписания и отменах пригородных электричек? Нет и ещё раз нет.
Поезд «Сапсан» начал курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом в декабре 2009 года. А знаете ли вы, что по всей России в 2009 году были отменены порядка 500 пригородных электричек? (Всего их курсировало около 7700). Как вы понимаете, в 2009 году поезд «Сапсан» еще не курсировал, более того, как вы все отлично знаете, поезд обслуживает пока что только направление Москва - Санкт-Петербург. Итак, почему же в прошлом (и не только в прошлом, просто возьмем его как недавний пример) году были отменены пригородные поезда?
Согласно ряду законодательных актов* (номера и названия приведены в конце) организация пригородных железнодорожных перевозок и установление тарифов на проезд - полномочия субъектов Федерации. То есть, объемы движения и цена билетов зависит именно от них. Казалось бы, какая зависимость между этим и проблемами, возникающими в пригородном сообщении?
Дело в том, что устанавливаемые субъектами Федерации тарифы не соответствуют себестоимости перевозок. Из-за этого в год ОАО «РЖД» теряет десятки миллиардов рублей. В то же время, согласно Постановлению Правительства № 293**, субъекты Федерации должны компенсировать перевозчику те убытки, которые возникают в результате установления ими тарифов, которые ниже себестоимости проезда.
Однако субъекты Федерации компенсируют только порядка 10% от всего объема убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов и зачастую идут на сокращение объемов перевозок. Например, в прошлом году от государственного регулирования тарифов «РЖД» потеряла в доходах порядка 32 млрд. руб., при этом только 2,78 млрд. рублей из этих потерь были возмещены субъектами РФ. В результате, в прошлом году и были отменены те самые 500 поездов.
К сожалению, большинство пассажиров пригородных электричек не знает о том, кто именно несет ответственность за их бесперебойное курсирование и обвиняют во всем исключительно железнодорожников.
Убыточность пригородного комплекса - это огромная проблема и решать ее нужно совместно с органами власти. Сейчас же РЖД делает это фактически в одиночку, ежегодно компенсируя убытки от пригородного сообщения за счет финансового результата, полученного от других видов перевозок, в основном, грузовых. Это тупиковый путь, не позволяет в достаточном объеме финансировать развитие пригородного комплекса, с другой стороны, такое субсидирование наносит ущерб другим сегментам бизнеса ОАО «РЖД», замедляет их развитие.
Тем не менее, даже в такой ситуации, ОАО «РЖД» инвестирует в пригородный комплекс огромные средства. Так, за последние три года, с 2007 по 2009, компания направила в развитие пригородного комплекса 65 млрд. рублей, из них 30 млрд. на закупку 2150 вагонов пригородных поездов и 14 млрд. на реконструкцию и модернизацию зданий и сооружений. Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие пригородного комплекса компании в 2010 году планируются в объеме 18 млрд. рублей: 10 млрд. рублей на закупку 638 вагонов для пригородных поездов, 4 млрд. на развитие инфраструктуры и 4 млрд. на капитальный ремонт зданий и сооружений.
РЖД старается всеми силами не только сохранять пригородное сообщение, но и развивать его. И много для этого делает. В то же время подавляющее большинство регионов идет по пути сокращения размеров движения пригородных поездов, как меры для снижения размеров субсидирования потерь доходов.
Вот где кроется причина, а вовсе не в «Сапсане».
*Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; Постановление Правительства №950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроль деятельности субъектов естественных монополий»;
**Постановление Правительства № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»