Следующая остановка: Вышний Волочёк

May 26, 2011 18:17

Вышний Волочёк по праву можно назвать городом парадоксов. Учёные-лингвисты до сих пор спорят, как правильно писать его название: через «ё» или через «о». Администрацию города возглавляет человек с очень знакомыми именем и фамилией - Олег Меньшиков, но не тот, про которого мы все подумали. Ещё в населённом пункте на более чем 50 тысяч человек - всего один светофор, и тот - на автотрассе Москва-Санкт-Петербург, которая проходит через весь город. Этот светофор знаменит у водителей на всю Россию, так как является главным источником пробок и заторов не только в Вышнем Волочке, но и на магистрали, в целом. Поэтому мы предлагаем отправиться туда по железным дорогам, тем более что «Сапсаны» регулярно делают в городе остановку: дневной поезд №158 (отправлением из Москвы в 13:30) приезжает в Вышний Волочёк в 15:27, а поезд №157, который отходит в 13:30 из Питера, будет в городе в 16:05. С 29 мая время остановок на несколько минут сдвинется. Но это не должно помешать всем желающим приехать в город и на месте узнать, как на болотах в Тверской области выросла «русская Венеция».



Светофоры, «Сапсаны» и трудности орфографии - всё это современные реалии жизни города, а ведь Вышний Волочёк видел ещё викингов. И хотя в то время как такового поселения в этих местах не было, варяги уже прокладывали через эти земли свой путь «в греки». Для тех, кто давно окончил школу, напомним, что по территории Древней Руси он проходил следующим образом: от Финского залива по реке Неве, затем через Ладожское озеро, по реке Волхов в озеро Ильмень, потом в бассейн Волги - это как раз северная часть знаменитого торгового пути. Впрочем, естественные водные маршруты были не везде, а довезти товары до Византии всё жё надо было. Приходилось тащить суда по земле, точнее «волочить», правда, всего 10 вёрст - отсюда и название города - малый волок или «волочёк», который появился как раз на сухопутном участке между реками Цна и Тверца (хотя первые упоминания в летописи датированы лишь 1437-м годом).



Система каналов - то, чего так не хватало варягам в этих местах - появилась при Петре I. Несмотря на необходимость подобных сооружений для непрерывного водного пути от Волги к Балтийскому морю, болотистые вышневолоцкие места явно не располагали к быстрой стройке. Однако Петру было не привыкать работать на болотах и в 1703 году - в год основания Санкт-Петербурга - он приказал голландским мастерам соорудить гидросистему. Весной 1709 первый канал - Тверецкий - был открыт. Однако радовались этому недолго: спустя пару месяцев, в самый разгар судоходства, выяснилось, что голландцы не учли специфических условий местности и канал оказался мелководным. То, что не получилось у иностранцев, смог исправить новгородец Михаил Сердюков: к Тверецкому добавился ещё и Цнинский канал вместе с рядом гидротехнических сооружений. Так в Европе появилась первая искусственная водная система, благодаря которой Вышний Волочек впоследствии получил статус города.



Это почётное звание Вышнему Волочку даровала императрица Екатерина II, которая была восхищена местными каналами и распорядилась о строительстве в городе своей усадьбы, где она и другие члена императорской семьи могли бы останавливаться в путешествиях. Здание получило название Путевого дворца, найти его можно на углу улицы Подбельского и Ленинградского шоссе. Кстати, только в Вышнем Волочке эти «московские» улицы пересекаются. Сейчас в здание Путевого дворца находится школа.



Екатерина II засветилась в Вышнем Волочке и в другом месте - рядом с Вышневолоцким областным драматическим театром. Изначально в этом здании располагались комнаты и магазины, и только в советское время здесь поселилась местная Мельпомена.



Одно из самых красивых сооружений в городе - Казанский женский монастырь. Несмотря на то что построен он был относительно поздно, в конце XIX века, здание поражает своей простотой и величественностью. А главное - в монастыре до сих пор действует скитский устав, а вход разрешен только в воскресенье во время службы.



В середине XIX века гидротехнические сооружения пришли в окончательный упадок и уступили пальму первенства в торговле железным дорогам: в 1849 году через Вышний Волочёк прошла Николаевская железная дорога. Интересно, что только на большинстве станций дороги - в Бологом, Чудове, Окуловке и других - изначально вокзалы были островными, и только вышневолоцкий располагался сбоку от путей - справа по ходу движения поездов из Санкт-Петербурга.



Этот вокзал, кстати, один из немногих на ОЖД, который не подвергся перестройке. Кстати, платформа на вокзале короче большинства поездов, на это следует обратить внимание при посадке. Удачной поездки!



Фотографии - voprak, russos, kharit_on_off, elf_d, art_dara, canastasiya

вышний волочёк, сапсан, следующая остановка

Previous post Next post
Up