Забавную книжку написал руководитель Наблюдательного комитета по экономике права версальского университета Филипп Симонно: «Les papes, l'Eglise et l'argent: Histoire économique du christianisme des origines à nos jours» -- «Папы, Церковь и деньги. Экономическая история христианства от возникновения до наших дней»
Аннотация:
«Вниманию читателя предлагается уникальное исследование экономической истории папства и, по большому счету, всей Католической Церкви. Более того, это первый серьезный труд по религиозной экономике вообще. Филипп Симонно прослеживает историю двадцати веков христианства и на этой хронологической основе, доступной пониманию любого человека, предлагает свой анализ причин и механизмов успеха христианства.
В течение двух тысячелетий Церковь проводит уникальный эксперимент, приведший к возникновению парадоксальной ситуации, которая не может не вызывать любопытства: Евангелие учит жить в бедности, на подаяние, но Церковь с каждым веком умножает свое финансовое могущество.
Автор не предлагает осуждать папское состояние и вовсе не желает скандала. Речь в книге идет о том, как объяснить с точки зрения экономики тот феномен, что Церковь, пройдя двадцать столетий, почти каждый раз, когда ей прочили гибель, наоборот, становилась еще сильнее.
Такой подход позволяет нам иными глазами взглянуть на зарождение христианства и первые годы его развития. Он также помогает понять, каким образом Церковь сумела ужиться с исламом, как она выжила в эпоху Реформации и прошла период Просвещения.
Автору существующее положение вещей кажется единственно возможным -- недаром его скопировали современные государства. Вопреки всем ожиданиям, краеугольным камнем этого столь длительного и эффективного устроительства автор считает церковную доктрину об отношениях полов, христианский брак и безбрачие священников».
История любой Церкви - чрезвычайно интересное и полезное чтение. Но, как мне показалось, ответ на главный вопрос - почему Церковь богатеет, если ей по статусу положено отдавать нищему последнюю рубашку - автор не дает. Хотелось бы почитать подобное исследование об экономике Православной Церкви, но не думаю, что эти цифры когда-либо будут обнародованы. Прекрасно знаю, как небогато живут приходские священники, и часто вижу, на каких мерседесах последних моделей разъезжают наши церковные иерархи. О сращивании Церкви и капитала мало кто решается говорить открыто, но факта его существования никто не отрицает. Яркий пример: храм в Ивангороде,
описанный в одном из моих предыдущих постов.
Храм отреставрирован на средства наших олигархов, и казалось бы, что в этом плохого? У них есть деньги, и они тратят их куда хотят. Но ведь благие дела делаются молча. А ивангородская церковь усилиями новых верующих вынуждена кричать во весь голос о том, какие они молодцы! Не сама, конечно, кричит, за нее это делает огромная, два на полтора метра бронзовая доска с фамилиями жертвователей. Стыдно за церковь и жалко ее, ведь она не виновата, что ей приходится нести на себе клеймо чужого тщеславия.