Чрезвычайно редкие, и поэтому особенно ценные, поясные книги служили своим владельцам в XIV-XVII веках. По крайней мере, те из них, что дожили до наших дней, датируются именно этим периодом. В то далекое время они были довольно распространены, о чем свидетельствуют произведения искусства: современные исследователи обнаружили изображения поясных книг на более чем 800 живописных полотнах. К сожалению, самим книгам, в отличие от картин, повезло куда меньше - сегодня в мире известно только 26 (!) сохранившихся экземпляров.
Как правило, это либо молитвенники путешествующих монахов (например, псалтырь шотландца Нила Макбета, легко умещающийся на ладони), либо иные служебные книги, предназначенные для ежедневного использования, такие как своды законов, необходимые судьям и нотариусам для совершения сделок и заключения контрактов. Но у каждой из них есть несколько общих признаков, выделяющих эти книги из любой библиотеки - маленький размер и вес, а также особенный, специфический переплет, представляющий собой изрядный лоскут кожи, бывший как бы продолжением обложки, размером намного больше самой книги. Его связывали узлом и подвешивали к поясу, и книга в результате оказывалась надежно спрятанной внутри, а для того, чтобы ее открыть, достаточно было просто развернуть кожу и - voilà! Не надо доставать ее из сумки, рискуя уронить в грязь, да и воришке выхватить привязанную к поясу вещь было не так-то просто. А ценностью эти книги уже тогда обладали немалой.
Кроме того, они могли служить и блокнотом для записей. Например, книга, принадлежавшая монахине Катарине Редер фон Родек из монастыря Фрауенальб близ немецкого города Карлсруэ - ее страницы исписаны молитвами и заметками о жизни в первой половине шестнадцатого века. Монахиня происходила из дворян, поэтому изобразила в своей поясной книге гербы семей своих родителей и добавила прочие разные рисунки. Для историка и исследователя средневековой эпохи такие вещи на вес золота.
Разумеется, каждая из этих раритетных книг тщательно изучена и каталогизирована. Они хранятся в музеях и библиотеках крупнейших мировых университетов, и доступ к ним ограничен. Жаль, хотелось бы подержать такую книгу в руках.