Неприятная и нервная информация публикуется в американской прессе. Все переводить не буду, но вкратце перескажу. Суть в том, что крупнейший книготорговец Barnes & Noble, ссылаясь на финансовые затруднения, резко сократил заказы новых книг у издательства Simon & Schuster, в некоторых случаях уменьшив их практически до нуля - особенно это касается малоизвестных авторов. Конфликт привел других издателей, агентов и авторов в состояние переполоха и крайнего возбуждения, и все заключения сводятся к одному: это может повредить издательскому делу в целом. И еще: “Это подло!”
Я, признаюсь, повелся. Прочел первый абзац и подумал: вот и Barnes & Noble рушится; похоже, пришел конец всей книготорговле. Но, вчитавшись, понял, что конфликт этот затяжной, длится уже почти год, и суть его в желании продавца заработать побольше денег, что вполне нормально, но решать свою проблему продавец пытается с помощью издательства, требуя понизить отпускную стоимость книг и выделить больше средств на раскрутку новых книг, мотивируя это тем, что он - последний крупный розничный книготорговец, и его надо поддерживать.
В каждом магазине есть специально выделенные места, оборудованные особыми дисплеями или стойками, на которых выкладываются все новые книги - принято считать, что это помогает покупателям сориентироваться и выбрать. Вот эти-то стойки и стали причиной конфликта. Продавец потребовал у издателей на них денег, а те заупрямились, хотя и обещали подумать. Не дождавшись положительного ответа, Barnes & Noble решил использовать книги как инструмент воздействия (впервые, кстати!) и сократил заказы.
Кому от этого стало хуже? В первую очередь, писателям, причем наименее известные, которым и требуется раскрутка, пострадали больше других. Вывод (который я не устаю повторять уже много лет): погоду на рынке делает не автор, не издатель, не читатель. Писатель пишет книгу - не факт, что он ее издаст. Издатель все-таки ее издает - не факт, что он ее продаст. Потому что все решает ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПРОДАВЕЦ. И сегодня главный человек во многих наших издательствах - начальник торгового отдела. Именно к нему бегут редакторы, прежде чем взять у автора рукопись: вы это продадите? И только он решает, быть книге или не быть. Поэтому вот моя рекомендация начинающим писателям: хотите быть изданными - заручитесь поддержкой книготорговцев. Если сумеете заранее договориться о продаже книги - вас издадут обязательно и где угодно.
C’est la vie.
P.S. Но чудеса все же иногда происходят на грешной Земле, и вот одно из них: крупнейшее в мире издательство Random House заключает контракт с 17-летней девушкой на издание трилогии о подростках. Не верится? Смотрите
здесь.