Новогодние праздники прервали наш разговор о Иераполисе. Сегодня я продолжу рассказывать Вам о восстановлении агоры этого города. Для удобства приведу ссылку на первую статью
sapr2000.livejournal.com/25440.html .
Вначале мы поговорим подробнее о том, как выглядела центральная трибуна агоры во втором веке нашей эры. Архитекторы восстановили вид трибуны в аксонометрии с удаленными невидимыми линиями (см. рисунок ниже). Но согласитесь, до чего же убого это смотрится в 21 веке.
Слава богу, на помощь археологам и архитекторам из MAIER пришли итальянские дизайнеры и соответствующие программы компьютерной трехмерной визуализации. Созданные в рамках программы «Виртуальный Иераполис» (Virtual Hierapolis 3D model town) компьютерные модели агоры стали широкодоступными после их трансляции на итальянском канале RAI TV в сентябре 2009 году. Смотрите на скриншот и наслаждайтесь.
Высота этого сооружения немногим уступает высоте парадной стены, некогда закрывавшей сцену амфитеатра (до ее обрушения). Великолепная колоннада (длиной около 200 метров), украшенная разными по форме капитолями. Двухэтажное здание (есть подозрение, что второй этаж был сделан из дерева). Помпезный вход со скульптурной композицией в виде летящих коней. Остается догадываться, сколько материала и труда было затрачено для возведения этого здания.
Такой монументальной и красивой была центральная часть агоры, которая, напомню, была не только местом гуляния, торговли, общения, но и залом для различных состязаний. Великолепная иллюстрация гладиаторского боя в этом зале приведена ниже.
История сооружения
В начале первого века на территории агоры располагалось первое городское кладбище (некрополь). По-видимому, город в это время располагался около термальных источников и был совсем небольшим по размерам.
После землетрясения 60-го года нашей эры было принято решение отстроить город вновь, придав ему помпезный римский стиль. Римская империя выделила для этого немалые средства. Некрополь сдвинули на север, примерно на один километр, территорию расчистили и на этом месте возвели великолепное сооружение. В конце третьего века к западной стене агоры пристроили фонтана Тритона. Там же оформили вход на агору. Слева от него к стене агоры пристроили магазины и общественный туалет.
По разным источникам неоднократные землетрясения в 2 - 4 веках поочередно наносили зданию повреждения, прежде всего, разрушая местами восточную стену. Это было совершенно не удивительным - фундаменты под стеной были хлипковаты. Находиться на трибунах стало небезопасно. Поэтому агору окончательно закрыли для посещения горожанами примерно в 3 веке.
В конце 4 века - начале 5 века агора была практически полностью демонтирована. Было решено использовать блоки стен агоры и даже колонны (вероятно, после распила на прямоугольные камни) для сооружения вновь возводимых крепостных стен, опоясывающих Иераполис по периметру. Некогда великолепное сооружение постепенно было разобрано и превращено в унылую невысокую ленту, опоясывающую город и призванную защитить город от набегов варваров.
[Восточная часть оборонительной стены города. Фото автора август 2009г.]
После демонтажа стен, агора стала местом для строительства небольших мастерских, преимущественно гончарных. Здесь же строили дешевое жилье для рабочих, которых, по-видимому, постепенно выживали из прежних мест обитания в городе богатые жители и приезжие на лечение.
Покинутый людьми в 14 веке город медленно умирал. Здания и сооружения многие десятилетия сильно заметало песком и грунтом с гор. Агора, по моим представлениям, также была изрядно засыпана, сегодня исторический уровень зала для состязаний лежит на глубине 2 метров под землей. Согласно исследованиям, в 14-19 веках это место использовалось турками для выпаса скота.
Исследования агоры активно велись командой MAIER в начале 90-ых годов прошлого века. Именно в эти годы начался целенаправленный съем почвы в районе восточной стены. Археологи обнаружили остатки фундаментов, на которых некогда была возведена громадная стена, а позже, сильно углубляясь, продолжили движение примерно на 50 метров в сторону центральной улицы. Здесь были обнаружены многочисленные артефакты, прежде всего несколько массивных баз колонн, крупные осколки барельефов, большое количество капитолей, а также более 100 крупных обломков, идентификация которых затруднительна. Большинство артефактов в наше время сложено на отрытом поле зала состязаний.
[артефакты на частично отрытом поле состязаний агоры. Фото автора август 2009г.]
Дальнейший съем почвы в районе, примыкающем к центральной улице, сегодня невозможен. Здесь на поверхности разложены артефакты фонтана Тритона. Кроме того, над бывшим залом состязаний в восточной части агоры размещаются на более высоких уровнях земли остатки фундаментов зданий, построенных в византийское время. По-видимому, требуются тщательные изыскания в этом месте, на которые пока нет средств. Северная часть агоры засажена высокими пирамидальными тополями, впрочем, едва ли нас ждут интересные открытия.
В заключение хотелось бы отметить, что агора, особенно ее восточная стена, уже никогда не будет восстановлена. Нам остается рассматривать на это великолепное сооружение только на мониторах компьютера.
Продолжение следует...