Вчера посетила Ночь музеев. Ну, вы должны понимать, что музеи в Волгограде почти такие же, как Родина-мать в Урюпинске - что-то около того. Есть, у нас, конечно, музей ИЗО, краеведческий, художественная галерея и еще десяток наименований полузакрытых, но очень интересных. Так вот местная ночь музэев проходила… в самой что ни на есть художественной галерее. Уже оксюморон с диссонансом, чуете? Однако Сапович - очень благодарный зритель, стоит ей проникнуться чьими-то трудами, и она готова взглянуть на них глазами автора.
На входе всех встречала куча конфетных фантиков. Если вы действительно так думаете, то вы просто совершенно не разбираетесь в современной скульптуре. На самом деле это была скульптура, отражающая всю легковесность содержимого человека 21 века. Тут тебе и деньги-фантики, до которых он охоч, и потребительство в крови.
Внутри творилось нечто: на глазах изумленной публики произошел запуск адронного коллайдера. Вот только не надо хихикать - я там была и все видела. Оказывается, зарубежные ученые все врут и о его габаритах, и о расположении под землей. На самом деле коллайдер - это еще более сложное, хоть и менее масштабное сооружение. Будучи гуманитарным былом я, к стыду своему, не могу описать, из чего он сделан, но как фунциклирует расскажу: «Вжжж». Сопровождается сие морганием лампочек. Запускала коллайдер самая главная инсталляция выставки - человек в противогазе, который беспрестанно говорил прямо в нем по телефону о судьбах человечества. Это тоже не смешно: автор хотел сказать, что скоро планета погибнет от парникового эффекта и призывает одуматься.
В левом крыле галереи музыканты презентовали симфонию, основанную на нотах водохранилищ России. Не просите расшифровать, это слишком возвышенно для простых слов. Виртуозное пищание! Так мог только мой первый телефон - «Самсунг» модификации R210-S. А у коллайдера человек с бордовым лицом, в белом халате (естественно, это тоже символ) и круглых очках а-ля Лепс, выдувал звуки из транзистора. Поставив, по привычке, шестнадцать к одному, что у него лопнет голова, я пошла дальше.
Много людей собрал экспонат под названием «Бозон Хиггса в натуральную величину». Если вы видите просто пустую раму, то и в современной живописи вы разбираетесь мало. Ограничив часть бесконечности и остановив в ней мгновенье, художник призвал нас присмотреться к нему и осознать, сколь оно прекрасно. Я вот осознала.
В экспозиции было представлено много фотографических работ и картин разных авторов. Растопыренные пальцы ног на фоне люстры, локоть в стакане, пятки в песке. Вы это видите на снимках? Значит, и фотографии вы чужды. В каждом кадре художником был найден арт-объект. Даже банальные на первый, неискушенный, неэстетский взгляд предметы могут быть таковыми.
Но самой грандиозной находкой организаторов выставки (ака Ночь музеев) был вызов посетителю: вдоль одной из стен стояли импровизированные мольберты с натянутой на них миллиметровкой, где каждый гость мог оставить схему своего внутреннего мира или крикнуть что-то внешнему. Разумеется, я там отметилась рядом с другим художником-минималистом, высказавшись на тему природы гениальности и простоты. На соседнем мольберте я увидела объявление: «Продается адронный коллайдер. Немного б/у, торг». Указанный номер не отвечал. Мне пришлось включиться в игру художника и поместить по соседству объявление под грифом «Срочно»: «Куплю адронный коллайдер».
За полтора часа прибывания в этом эпицентре волгоградского нью-арта я настолько прониклась атмосферой, что решила помочь только что пришедшим разобраться в интерактивном творчестве на миллиметровке. Так, нашему редакционному фотографу пришлось выслушать тридцати трех минутную экскурсию, в ходе которой я считывала и доносила до него идеи авторов.
Короче, полный пипец. Мне понравилось. И я готова оплатить лечение всех художников в лучших психиатрических больницах области.
ЗЫ - из соображений громадной художественной ценности, все арт-объекты сымались высокоточной камерой телефонного аппарата и не прятались под кат - искусство должно быть доступным!