Не так давно по приглашению Сбербанка я была в "Большом театре" на камерном мероприятии, посвященном театру же. Было красиво и интересно, вела ивент Алена Долецкая и все разошлись довольные. Одно осталось непонятным для многих приглашенных - почему банк? Почему театр? Зачем они делают это? Как человек, часто работавший амбассадором и евангелистом, я знаю ответ.
Нельзя делать бизнес только ради денег. В конечном итоге ты будешь продавать цену продукта, а важно продавать еще и ценность. Долгое время многие русские бизнесмены от сохи свысока смотрели на иностранцев, которые четко сформулировали ценности компании, для которых это не пустой звук, которые нанимают людей, бизких по духу. К слову, не многние люди имеют некий девиз, core message, если угодно, по жизни, что уже говорить об их бизнесах.
И вот, когда компания достигла всевозможныз плато по ключевым показателям, приходит понимание, что можно делать что-то еще. Или новый продукт, или, условно, доброе дело (спонсорство, миссионерство, благотворительность). Во втором случае работает этакая теория малых дел бизнеса. Любая компания хочет, чтобы ее клиенты не просто приносили деньги, а были особенными, в идеале - из вон того золотого сектора "высокий доход, высшее образование, широкий кругозор, любознательность". И, вообще-то, одних своих клиентов можно делать такими, других - вырастить такими, третьим - удовлетворить потребность в прекрасном/любом другом, четвертых очаровать именно этой, не основной своей деятельностью.
Вспомним один только Фонд Роналда Макдоналда. А хотя нет, давайте еще. Вдова Клико поддерживает соревнования в поло, Эйвон ведет благотворительный проект по борьбе с раком груди, Эмирейтс спонсирует футбол, русская компания "Итера" 10 лет владела велосипедной командой "Катюша", "Шкода" на постоянной основе поддерживает детский дом, да что там, Рhilip Мorris спонсирует команду Феррари на F1. Собственно, поэтому у Сбербанка - и беседы на тему, и прочая культура. Честно говоря, мне это намного симпатичней, чем запоздалая попытка Альфы играть в хайп и другой рилток с бадибэком.
Один из таких симпатичных лично мне проектов - международный фестиваль-школа современного искусства "TERRИTORИЯ", который уже 10 лет привозит в Москву все самое актуальное из мира современного театра. (Недавно я влюбилась в электротеатр "Станиславский" - спасибо, Артем - а вы куда ходите?) Им руководит арт-дирекция: Евгений Миронов, Роман Должанский, Чулпан Хаматова, Теодор Курентзис, Андрей Ураев, Василий Церетели. Да, что два раза не вставать,
смотрим программу будущего фестиваля по ссылке - обратите внимание на географию. Кстати, многие из них
горячо рекомендует GQ. И
страница ВКонтакте у них крутейшая.
"TERRИTORИЯ" работает и в обратном направлении - в регионы: фестиваль открывает новые городские пространства и проводит Арт-лаборатории по всей России. Это первый фестиваль в России, который, кроме собственно смотра, становится школой актуального искусства. Например, в этом году впервые поехал на гастроли в
Магадан. Представляете, привезли театральные фрагменты из собрания Большого театра и другие московские спектакли, получившие "Золотую Маску". (В эти даты Путин был там, участвовал в запуске крупнейшего в России месторождения золота. Жаль, там не было Дудя, который спросил бы президента, что тот думает по поводу современного искусства).
Спорим, вы слышали о таком фестивале, но ни из одного утюга не звучит, кто за этим стоит и зачем. Вот эта скромность в добрых делах очаровывает меня особенно. Оказывается, это прямо гиганты - СИБУР, "Полюс" (и семья Керимовых - на минуточку, в 2013 году Керимов, с 2008 года являющийся сенатором от республики Дагестан, передал свои бизнес-активы в основанный им ранее благотворительный фонд
Suleyman Kerimov Foundation). Совпадение или нет, но именно последние два года (см инторнеты) в управлении компании принимает участие младший Керимов - Саид, полне возможно, что участие в спонсорстве фестиваля - его заслуга.
Больше нагуглить не удалось - он вообще еще нигде не был замечен, ни в светских мероприятиях, ни в скандалах.
"Полюс"
добывает золото (одно из их месторождений занимает 15 место в мире по запасам среди золоторудных месторождений, а один из их перерабатывающий заводов - крупнейший в России). Два года компания спонсирует региональный конкурс репертуарных театров - и снова, если почитать правила, первым же пунктом не репертуар театра или направление в искусстве, а миссия. И тут уж все очаровательное сразу: дорогой бизнес, богатая семья, развитие регионов. Я считаю, странно не то, что они во все это лезут, разбираются и занимаются, а то, что многие другие богатые и успешные этого не делают.
Все картинки в посте - из программы фестиваля, в частности, тех постановок, на которые я пойду.