Продолжаем знакомство с книгой А.Никонова (см. пред. пост).
"Отупляющий ежедневный труд, не приносящий однако сколько-нибудь значимых плодов и не сулящий перспектив; черный беспросветный быт; жизнь на грани постоянного голода; абсолютная зависимость от погодных условий не могли не сказаться на формировании русского психотипа.
Сколько бы ты ни работал, все равно все в руках Божьих, захочет - даст, не захочет - сдохнешь. Работай, не работай - от тебя почти ничего не зависит. Отсюда в русских эта вечная зависимость от "решений свыше". Отсюда доходящая до мракобесия суеверность и вечный расчет на "авось". И по сию пору основными богами после Христа для россиянина остаются Великий Господь Авось и брат его Небось.
Все жизненное время русского человека, кроме сна, с самого детства уходило на простое физическое выживание. Беременные бабы горбатятся в поле до последнего и там же рожают. Не зря в русском языке слова "страда" и "страдания" имеют один корень... Живущий в вечном экстремуме человек, у которого вымирает до половины родившихся детей, перестает ценить и чужую, и собственную жизнь. Которой все равно не он, а Бог распоряжается.
Отсюда и отношение к детям - совершенно потребительское. Дети - вещь для подмоги по хозяйству. ..
...Детей у нас заводят не ради самих детей, а "чтобы было кому стакан воды в старости подать". "Дети - наше богатство", - самый ужасный, самый потребительский лозунг, придуманный советской властью, словно вытащен из крестьянской России XVIII века. Тогда дети действительно считались богатством, потому что с 7 лет их можно было впрячь в работу. До 15 лет мальчик нес полтягла, а с 16 - уже полное тягло, то есть работал как мужик. Малые дети - обуза, лишние рты...
Отсюда и поговорка: "Дай бог скотину с приплодцем, а детей - с приморцем".