Уроки ДС. Урок №5. "О лояльности в словах не говорят"

Jul 05, 2005 10:56

Давайте, друзья мои, на миг отвлечемся от мелких пакостей бытия, мысленно воспарим над старушкой Землей и окинем ее орлиным взором джобсикера: мы увидим, что буквально каждое мгновение десятки тысяч, если не миллионы жителей в разных уголках Земли производят массу весьма сложных и подчас утомительных действий, подчиненных одной цели - так или иначе устроиться на новую, лучшую, как им кажется, работу. Они пишут резюме, рассылают факсы, проходят собеседования, корпят над психологическими или профессиональными тестами и так далее. Грандиозная картина, не правда ли? Для истинного джобсикера это эпохальное полотно, недоступное - пока! - кисти даже самого великого мастера, служит тем не менее самым наглядным доказательством необходимости существования всей веселой породы джобсикеров - Соискателей Должностей, если попробовать перевести это неблагозвучное сочетание с английского "на язык родных осин". Ведь если столько людей с переменным успехом пытаются решить, в сущности, одну и ту же задачу - то должны же быть среди них те, у кого это получается особенно хорошо! Словом, те, кто природой или самой жизнью оказался наиболее приспособлен именно к этой многотрудной, но увлекательной деятельности по собственному превращению из безвестного кандидата в без пяти секунд штатного сотрудника - а то и руководителя! - некой "уже уважаемой" или "все еще очень перспективной" фирмы.
Настоящие джобсикеры бескорыстны, поскольку их интересует не должность сама по себе, не звучное имя компании-жертвы, но сам процесс ее завоевания. Кадровики и рекруитеры их не любят, считая, что они просто мешают им работать. Простым соискателям, вроде нас с вами, дорогой читатель, о джобсикерах раньше просто ничего не было известно.
Между тем именно для нас их богатый опыт и знание психологии работодателя может оказаться весьма и весьма полезным. Поэтому я пригласил моего старого приятеля Джобсикера дать несколько уроков соискательского мастерства моим друзьям и вам, уважаемые читатели. Сейчас настало время пятого урока (по поводу предыдущих смотри июльские номера "Эксклюзив персоннел").

Меня часто спрашивают: "Это что, фамилия такая - Джобсикер?" "Нет, - не устаю я повторять, это не фамилия. Это - призвание".

Урок 5.

О пользе тупости
Итак, дорогие друзья, как обычно, в начале урока вспомним, о чем мы говорили в прошлый раз. Речь, помнится, шла о том, что работодатель, перед тем как подписать с нами заветный трудовой договор, желает не просто убедиться в нашей с вами высокой квалификации, наличии должного уровня образования и соответствующего опыта работы. Другими словами, собеседование - отнюдь не только экзамен на профпригодность, и для получения хорошей должности недостаточно быть только отличником.
Дело не в том, что работодатели не уважают вас как специалиста. Просто, помимо этого их интересует еще масса вопросов, без правильного ответа на которые вам не видать контракта, как своих ушей.
Один из таких вопросов - определить ваш уровень мотивации, то есть силу вашего желания выполнять данную работу, на данной должности и именно в данной компании. Мотивацию следует показывать постоянно, причем как голосом - приводя все новые доводы в доказательство того, как сильно вы хотите работать в компании собеседника - так и прочими способами - например, блеском глаз. И если бы вы слышали, сколь часто аргумент "У него глаза горят!" оказывался решающим в разговоре руководителей по поводу приема новых сотрудников, вы бы не улыбались по поводу последней фразы!
Ярко, убедительно продемонстрированная мотивация такого рода способна не только повысить ваши шансы в борьбе с другими кандидатами "при прочих равных". Более того, известно множество случаев, когда "кандидат с горящими глазами" оттеснял от вакантного места сугубых профессионалов, готовых дать ему сто очков вперед по части компетенции, но не сумевших (или не пожелавших?) убедить компанию в своей любви к ней и только к ней.
Выбор в пользу "горящих глаз" основан на убеждении, что в конечном итоге высокая мотивация бьет бескрылый профессионализм. Почему же, спросите вы, унылые профессионалы все еще умудряются находить себе работу? Да потому, мои юные друзья, что кандидатов с "горящими глазами", по-настоящему влюбленных в свое дело и способных при этом адекватно воспринимать действительность, вообще угрожающе мало. Многие работодатели украдкой тоскуют по ним, как романтические девушки (и некоторые хорошо устроенные дамы) о несбыточном Прекрасном Принце. Если вы сумеете стать одним из них, вам прямая дорога к высоким должностям... или в профессиональные джобсикеры!
Впрочем, сегодня мы поговорим о другом - о лояльности. Это - материя более приземленная. Вообще, сущность трех ключевых понятий в общении с работодателем - квалификации, мотивации и лояльности - можно проиллюстрировать на героях известной песни, монахах, которые "вели подкоп под винный погребок". От каждого из них требовалось, во-первых, умение быстро копать в нужном направлении (квалификация), во-вторых, стремление довести работу до конца и отдача всех сил ради этого (мотивация), и, наконец, отсутствие склонности к тому, чтобы обманным путем выпить все вино в одиночку или, не дай бог, донести начальству монастыря о покушении на его священную собственность. Последнее и есть лояльность.
Важность лояльности работника для работодателя трудно переоценить. Особенно в нашей стране. Причина, вероятно, в том, что у нас, как бы сказать, предпринимательский климат не шибко благоприятный. На беднягу российского работодателя давят не только с боков - алчные конкуренты, как и во всем мире; на него давят снизу - бандиты и прочие криминальные элементы, требующие свою долю при полном попустительстве властей; на него давят и сверху - сами власти, норовящие при помощи налогов и многообразных чиновничьих поборов обобрать его буквально до нитки.
Отсюда склонность отечественного работодателя воспринимать свою компанию как своего рода осажденнную крепость, по которой "чужие не ходят". Оттого он и стремится впускать в "святая святых" - собственный офис - только людей всесторонне проверенных и ни в чем предосудительном не замеченных. До сих пор еще есть фирмы - и среди них довольно крупные и известные, особенно много банков - которые не доверяются при подборе собственного персонала ни газетным объявлениям, ни рекруитерским агентствам. Только по рекомендациям надежных, испытанных не раз, хорошо известных руководству фирмы людей!" Пусть из столь ограниченных источников поступают не самые квалифицированные и мотивированные работники; зато за их лояльность было кому поручиться.
"А! - скажет иной догадливый слушатель, - значит, лояльность тоже, как и мотивацию, необходимо всячески демонстрировать, чтобы работодатель успокоился и дал нам, наконец, спокойно поработать!" Один мой приятель - отнюдь не джобсикер - рассудил похожим образом, когда не так давно решил заняться поиском новой, более интересной и высокооплачиваемой работы. После ряда неудач (дальше первого собеседования дело почему-то не шло) он обратился ко мне с жалобами на несправедливость судьбы. "Ведь я же понимаю, что им надо! Сейчас все трясутся над соблюдением коммерческой тайны, боятся наездов со стороны налоговой полиции, бандитов и так далее. Так я им сразу же, как ты учил, не дожидаясь вопросов, заявляю: мол, вы, наверное, боитесь, что я не стану соблюдать вашу коммерческую тайну, стану жаловаться в налоговую инспекцию, что вы зарплату "черным налом" платите? Так прямо и спрашиваю в начале разговора, когда только пауза возникает. Но вы же наверняка заключите со мною соглашение о соблюдении коммерческой тайны, так что с этой стороны вам бояться нечего! Да и кому я могу продать ваши тайны, я и понятия не имею, кто такими вещами интересуется. Потом у меня и доступа прямого к вашим тайнам не будет. Что же мне - через локальную сеть компьютер бухгалтерии взламывать? Да я и не знаю, как это делается! Да и вообще, если откровенно: ведь вы же серьезная организация. Я что, не понимаю, что если что, так вы меня везде достанете? Я же не маленький! Сами посудите - зачем я буду так подставляться ради каких-то сомнительных выгод?.." И так далее в том же духе. Мой друг искренне полагал, что подобные рассуждения доказывают его полную лояльность и надежность.
Я решил не прибегать к теоретическим построениям для объяснения всей ошибочности его поведения. Вместо этого я в задумчивости взял тяжелую, каслинского литья, декоративную чернильницу со своего стола (мы сидели у меня дома). "Ты знаешь, - прервал я его стенания, - а ведь эта штука вполне подходит для того, чтобы раскроить тебе череп. Два-три удара - и он расколется как орех. Я вот думаю - если я быстро схвачу тебя за ворот свободной рукой, то вполне могу попасть как раз по темени. "Впрочем, - продолжал я неторопливо, - ты ведь можешь извернуться. Ты вон какой здоровый - вдруг я не справлюсь с тобой? И потом - я же понимаю, что за такие действия можно схлопотать на всю катушку! Да и зачем мне, сам посуди, разбивать тебе голову? Что ты мне сделал плохого? Разве я - сумасшедший?.."
Мои дальнейшие излияния были прерваны криком: "Да ты что, обалдел? Что ты болтаешь?" Приятель даже вскочил. Он смотрел на меня, как мне показалось, с легким ужасом. "А что? - удивился я. - Чего ты испугался? Я же только что, по-моему, весьма убедительно, обоснованно, на конкретных примерах объяснил тебе, что вовсе не собираюсь бить тебя по голове вот этой тяжелой чернильницей!"
"Ничего себе объяснения! - не унимался он. - Знаешь, я, пожалуй, пойду". Насилу удалось уговорить его остаться и понять, что я обошелся с ним примерно так же, как он - со своими собеседниками при приеме на работу. Понятно, почему они один за другим уклонились от дальнейших встреч.
Беда в том, что лояльность, в отличие от мотивации, очень трудно убедительно продемонстрировать. Суть дела в том, что лояльность - качество сугубо отрицательное. Грубо говоря, лояльность - это отсутствие нелояльности, то есть поведения, способного принести вред фирме. Поэтому все рассуждения на тему того, как хорошо вы понимаете, что плохо быть нехорошим, принесут скорее обратный эффект. Значит, вы уже продумывали различные варианты нелояльного поведения и вроде бы пришли к выводу, что пока они для вас невыгодны. Но если ваша пытливая мысль уже начала работу в этом направлении - где гарантия, что уже завтра вы не придумаете какой-то иной, вполне безопасный метод нанести вред компании и выйти сухим из воды?
Поэтому благоприятно для вас только очевидно полное отсутствие самих мыслей о возможности нелояльного поведения и последствий этого. В общении с работодателем есть моменты, когда обязательно следует проявлять некоторую тупость. Блаженная улыбка идиота и большое (до неприличия) количество уточняющих вопросов типа "Простите, что вы имеете в виду?" - вот лучшая реакция на осторожные попытки собеседника "покачать" вас в этом направлении. Одна из классических попыток такого рода - вопрос "Допустим, работая у нас, вы наработаете множество полезных связей, создадите собственную сбытовую сеть, заработаете определенные средства. Наверное, в этом случае вы вполне можете подумать о создании собственной компании?" Чем более развернутый ответ вы дадите на этот вопрос - тем хуже ваши шансы. Отметьте - независимо от того, ЧТО вы будете говорить!
Впрочем, есть ошибки, после которых даже самое примерное поведение на собеседовании не спасет вас от подозрения в страшном грехе - нелояльности. На третьем уроке мы уже говорили об одном из них - когда в ответ любимый вопрос работодателя "Почему вы уходите с прежнего места работы" вы начинаете костерить ваше тамошнее начальство.
Еще показательный пример - стремление перейти в компанию, которая является на рынке прямым и непосредственным конкурентом вашей прежней фирмы (условно говоря - из Пепси-Колы - в Кока-Колу, из Сименса - в Филипс, из "Партии" - в "Диал Электроникс" и т.п.) Несмотря на, казалось бы, очевидные выгоды, которые получит новый работодатель (и сотрудник квалифицированный, и столько коммерческих тайн узнать можно!), многие компании "первого ряда" просто отказываются рассматривать такие кандидатуры. Причина одна - гарантированная нелояльность.
Впрочем, некоторые компании в этом случае поступают еще хитрее. Вот какая история случилась в этом году в нашем стольном граде (джобсикеры, друзья мои, знают очень много интересного!).
Один, скажем так, менеджер среднего звена почему-то решил покинуть свою знатную иностранную компанию, в коей он успешно трудился не один год, променяв ее на не менее знатную компанию, которая и в России, и во всем мире является злейшим конкурентом его нынешней компании. Недолго думая, он отправил свое резюме по факсу прямиком в отдел кадров компании-конкурента. Весьма оперативно он получил ответ и был приглашен на собеседование.
Кадровик был весьма радушен, сразу объявив, что в компании имеется вакансия как раз в требуемой области, и они почтут за честь приобрести столь квалифицированного специалиста. Только, конечно же, необходимо, в соответствии с принятой процедурой, пройти ряд собеседований с линейными руководителями. Таков порядок!
Порядок нашего менеджера нисколько не удивил. Он с радостью отправился на собеседования, которых оказалось угрожающе много. Кто только не беседовал с нашим героем! Не только руководители по его специальности, но и представители буквально всех смежных и не очень отделов вожделенной компании-конкурента обстоятельно говорили с ним, вникая буквально во все особенности не только его непосредственной работы, но и работы его отдела, смежников, системы принятия решений на фирме. Доказывая свою компетентность и осведомленность, наш соискатель вспоминал такие детали, которые, казалось, давно забыл ввиду их незначительности. На собеседования он являлся со всевозрастающим энтузиазмом, полагая, что количество собеседований и неослабевающее внимание собеседников - знак серьезности намерений работодателя (сколь многие ловятся на эту удочку!).
Увы! В один прекрасный день собеседования прекратились. Подождав немного, наш менеджер обратился к уже знакомому радушному кадровику. Тот, против ожиданий, оказался на этот раз чрезвычайно сух и нелюбезен. "Какие такие вакансии? - вопрошал он. - В данной сфере все должности заполнены и в ближайший год дополнительного набора не планируется. Это, видимо, какая-то ошибка. Ваше резюме получено. Мы будем иметь его в виду в случае появления новых вакансий". Робкие вопросы относительно результатов собеседований кадровик отмел, сославшись на недостаток информации.
Позвольте завершить этой поучительной историей наш урок на тему того, как важно быть лояльным.
Previous post Next post
Up