"Иными словами, Вы хотите сказать, что матерщина в моём гестбуке есть продукт изощрённого интеллектуализма и сие надо понимать духовно... Гм-гм... Тут, значит умысел великий, Литература...
Понимаете, вот например в Париже есть огромный храм искусств. Проходим один этаж - барокко, идём дальше - романский стиль. Там - древний Египет, здесь - серебряный век. И вот утомлённый посетитель попадает в небольшой отсек экспозиции, посвящённой современному искусству. Голые стены, разбитое окно, сквозь которое заносит снег с улицы. На полу валяется вырванный с корнем унитаз. И на одной из стен калом написано гигантскими буквами: "Дзынь-ля-ля. Дзынь-ля-ля. Дзынь-ля-ля." Вообще, "по контрасту" это может быть смешно. И даже являться своеобразным произведением искусства. Но это именно в контексте "всего". А когда в контексте - "ничего", то никакого искусства здесь нет. Есть "Общественнный туалет типовой, совместный, артикул 11аф72/1", он же "Атомное бомбоубежище III класса с полуавтономной вентиляцией". И всё. И родной житель, просто НЕ ВИДЯ здесь искусства, естественно начинает вести себя не как посетитель храма искусств, а как посетитель сортира. Причём плохого. Без бумаги.
Однажды к Тарковскому приехали иностранцы на квартиру. Смотрят, стены выкрашены жёлтой краской, везде тазы расставлены - в них с потолка капает вода сильно. Тарковский время от времени тазы носит выливать в ванну. Сам одет в архалук какой-то. И потом он читает заметку в западной прессе: "Мастерская гения". Там говорится, что вот знаменитый режиссёр за 50 000 долларов оформил себе сюрреальную студию, конгениальную его великим творениям, там везде специально льётся вода, это мистика воды. Что всё продумано до мелочей - световая гамма интерьера, цвет телогрейки... А "знаменитый режиссёр" их недоеденными апельсинами три дня питался, друзей угощал.
Это в Париже человек телогрейку одел с кепкой, приколол значок Мао Цзедуна и сразу подскочил на пригорочек, девушки его любить начали "за оригинальность". А в Пекине 60-х вышел бы так атташе французского посольства, его бы по ошибочке на баржу - и вверх по матушке Хуанхе. А в трюме, знаете, жарко, душно. Раз инфарктец - вот со всеми и сравнялся.
Я это к тому, что в наших условиях проще надо быть. У нас ведь начиная с 60-х годов была разрушена система НАЧАЛЬНОГО образования. То есть французский третьеклашка больше знает, чем советский доктор наук. Вы уж по стеночке, по стеночке, постепенно... Шажок за шажком. От простого - к сложному. А я помогу по мере сил ;-) Давайте, попробуем не ругаться матом, подписываться своим именем, не использовать argumentum ad hominem типа "философ хренов - шляпу одел". Как Вы считаете?
А потом можно и в большую чёрную стену мячиком... Только осторожно - а то вдруг ответит".
ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕПЛИКИ.
"Огромный храм искусств" - есть собирательный образ культурной жизни Парижа, или, точнее, всего Запада. "Небольшой отсек экспозиции, посвящённой современному искусству" - всевозможные "инсталляции", "хеппенинги" и прочие "концептуальные эксперименты". А что касается снега... Так это тоже элемент экспозиции. Его в "разбитое окно" два советских эмигранта из мешка трусят. За 20 франков ;-)
Когда Сартр, полуслепой старик, бегал в телогрейке по баррикадам, возведённым парижскими хулиганами, и размахивал у всех перед носом цитатником Мао, возмущённые обыватели стали требовать посадить Сартра в тюрьму. Министр культуры сказал тогда знаменитое "бон мо", открывшее ему дорогу к креслу президента Франции: "У нас Вольтеров не сажают". Но если Вы думаете, что у нас не сажают Анпилова, потому что он Вольтер, то сильно заблуждаетесь. Анпилов не Вольтер. Он - Анпилов. Если был бы Вольтером, давно бы посадили. Кстати, если Вы во Франции давно, то может быть не слышали замечательной максимы Анпилова. Он сказал: "Вот вы меня с Шариковым сравниваете. А ведь мне это в радость. Шариков - простой рабочий человек, прошедший большой путь становления".
А что касается советского образования... В том-то и ужас, что мои слова ДАЖЕ НЕ ГИПЕРБОЛА. Зюганов в 1995 году защитил докторскую диссертацию по философии. Его биография вполне типична для советского философа, так что позволю себе привести несколько выдержек:
"Я семимесячным родился, как и Черчилль. Под знаком Рака. Но если бы родился в срок - девятимесячным, то был бы Львом. Поэтому я Рак с претензией на Льва. Дочь у меня астрологией занимается, выдала мне небесную кардиограмму. Звёзды ко мне благожелательны... Жил в дальней деревеньке в Орловской области. Окончил 10 классов... Закончил пединститут в Орле... Играл за институтскую волейбольную команду... Гранату метал за 70 метров... Участвовал в художественной самодеятельности... В армию забрали после второго курса - был замкомвзвода противоатомной и химической разведки... Год из трёх лет службы просидел в противогазе и резиновом костюме. Радиоактивную пыль руками носили. Три пары сапог сжёг... Не сразу определился с будущим. Директор моей сельской школы предложил поработать у него учителем. Я согласился - преподавал математику, начальную военную подготовку, физкультуру... Преподавал в пединституте, пошёл по комсомольской линии - первый секретарь райкома, первый секретарь горкома, первый секретарь обкома... В преферанс играл. Это, сами понимаете, игра не для дураков... с 1974 по 1983 год зав. отдела пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС... Окончил АОН при ЦК КПСС... Недавно в МГУ защитил докторскую диссертацию. Учёный совет не закатил мне ни одного чёрного шара. Даже ВАК утвердил. Я ведь специально в МГУ защищался - в одном из лучших университетов мира. Могли забодать, откровенно говоря, если бы в другом. Престиж МГУ в научном мире не уступает Кембриджу и Сорбонне. У меня была докторская о судьбах России и мира в последнее десятилетие. Говорили потом, что в актовом зале во время защиты люди висели на люстрах. На люстрах - нет, а на плечах друг у друга висели. Потом было дружеское застолье. Но скромное. Я не аскет, не против бокала хорошего вина или рюмки водки. Но пью абсолютно умеренно - больше трёх рюмок себе не позволяю."
Можете представить себе, что это была за "диссертация". И что Вы думаете, если Зюганов говорит (прямая цитата): " в Крымской войне была использована первая Антанта, - одиннадцать государств, которые выступили тогда против России", - то какой-нибудь французский третьеклассник не поднимется и не скажет: "Господин Зюганов, но против России во время Крымской войны воевало четыре государства - Франция, Англия, Турция и Сардиния"? Да главное даже не это. Дело не столько в сумме знаний, сколько в их правильном соотношении. У французского школьника это соотношение правильно, у нашего - сверхуродливо. Вы пишете, что человек, с которым я полемизировал в прошлый раз, - "заведомое ничтожество". В том-то и дело, что нет. Я же вижу собеседника. Он просто совершенно необразован. Говорит о проблеме авторского "я", и не подозревает, что у этой проблемы 2500-летняя история. Пишет от лица филистера, и не понимает самой сути дилеммы "мещанство-интеллигенция". Кто в этом виноват? Он сам? Не только.
А что касается вопроса "почему Париж", да просто я зашёл на гестбук "Арт-тенета", где "Перси Шелли" пасётся, и нашёл там его запись, в которой он говорит, что "Камю, играющий в теннис с большой чёрной стеной, это Вам не манифест Галковского".
А Вы говорите "заведомое ничтожество". У него просто каша в голове.
"Книга Благодарностей и Просьб", 1998 г.