Армия уничтожает "молодых специалистов"

Jul 01, 2005 20:16

Ранней весной 1985 года мы поспорили с моим однокурсником «Петькой» (в миру - Петерисом Винкелисом, будущим первым секретарем посольства независимой и суверенной Латвии при ООН) на бутылку шампанского. Предметом спора был животрепещущий для всех нас, студентов первого курса психфака, вопрос: будут ли брать из МГУ в армию? Я, по своему всегдашнему неверию в разумное начало «совка», спорил, что брать-таки будут. Петерис, с несвойственным северянам оптимизмом, уверял, что «уж МГУ-то точно оставят в покое».
В итоге в июне того же 1985 года нас «загребли» обоих, причем так стремительно, что и «проставиться» никто и не успел… А потом как-то уж и не до того было. «Петька» отслужил сержантом где-то под Москвой (прибалтов наши офицеры обожали ставить сержантами и вообще не могли на них нарадоваться как на исполнительных, спокойных, не сильно пьющих, разумных солдат; думаю,уже только ради возможности их обратного призыва в армию многие офицеры с радостью бы аннексировали Прибалтику). Меня занесло аж на Кольский полуостров, где я и «оттрубил» свое, без лычек. О чем и говорю с гордостью, памятую старую солдатскую поговорку: «Чистые погоны - чистая совесть».
С нашего курса тогда «загребли» человек 20 «школьников» (так у нас назывались ребята, поступившие в МГУ прямо после школы - в противоположность «армейцам», т.е. парням, прошедшим армию, которым призыв не грозил). Я сам был «школьник». Это потом, через 2 года, я с удивлением обнаружил, что стал "армейцем". Из нас, тогдашних первокурсников, вернулось через два-три года обратно и восстановилось процентов 80.
Студентов в массовом порядке продолжали брать в армию до 1989 года, пока решение о прекращении такой практики не принял перестроечный Верховный Совет СССР. Весь «эксперимент» продолжался 4 года. «Брали» отовсюду, за исключением, если не ошибаюсь, «Бауманки», МАИ и МФТИ. В связи с этим в эти ВУЗы не только сильно вырос конкурс, но и, помнится, наступили весьма неприятные последствия для уже поступивших студентов: администрация этих «убежищ от армии» свирепствовала, ввела совершенно драконовские меры по дисциплине, а студенты и пикнуть не смели: отчисление грозило моментальным «забритием» в доблестные «ряды СА».
Практика неотвратимой «солдатчины» в позднем СССР, конечно же, потрясала своим идиотизмом и поистине деревенским недоверием к умникам, придумавшим «торчать в академиях». Призыв студентов после 1 или 2 курса превращал само понятие «непрерывного 5-летнего учебного процесса» и «последовательности преподавания предметов» в посмешище. Естественно, что после 2 лет непрерывных нарядов по кухне, разгрузки эшелонов с картошкой и чистки плаца все плоды «уже пройденных» курсов воспринимались почти как китайская грамота. Восстановление на курсе требовало немалых усилий по ускоренной адаптации, и далеко не все это выдерживали; кроме того, сама мотивация к учебе так же могла весьма драматично измениться или вовсе сойти на нет. Понятно, что отмена призыва студентов была воспринята практически всеми в тогдашнем Союзе как необходимый, хотя и запоздалый возврат к здравому смыслу…
И вот теперь, в связи с «новыми веяниями» в Минобороны, возникает чрезвычайно острый вопрос: КАКОЙ из вариантов более разрушителен для страны и для ее «народного хозяйства»: «позднесоветский» - когда призывают ВСЕХ студентов 1 или второго курса, отрывая их от учебы на 2или 3 (флот) года; или нынешний «младороссийский» - когда предлагается брать в армию также ВСЕХ выпускников ВУЗов - т.е., по сути, тех, кого раньше было принято называть «молодые специалисты»?
Ответ, думается мне, далеко не столь уж очевиден. И вот почему.
Да, призыв «со студенческой скамьи» разрушает последовательность и непрерывность ВНУТРИ учебного процесса. Это очень плохо; но, заметим, что все ж вернувшиеся после армии студенты, сумевшие пережить повторную адаптацию, все-таки, как правило, наверстывают и к моменту получения диплома становятся СПЕЦИАЛИСТАМИ, готовыми к РАБОТЕ по своей специальности. Да, они переживают стресс, да, не все доходят до финиша - меньше, чем могли бы, не будь этого призыва; но те, кто дошли - это все ПОЛНОЦЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ!
А что же предлагает нынешнее МО РФ? Оно, по сути, предлагает разорвать уже не учебный процесс, а значительно более важную связку: ВУЗ - РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Выпускника на важнейшей стадии - стадии собственно погружения в специальность, в ПРОФЕССИЮ - грубо вырывают из рабочей среды и погружают совсем не туда, заставляют заниматься совсем не тем, чему его учили в ВУЗе! Летчике это называют «подбить на взлете», при этом указывая, что как раз на взлете даже самый богато вооруженный самолет наиболее беззащитен, его легче всего сбить.
Наши «енералы» не понимают простую вещь: армия - это совершенно особый мир: герметичный, очень слабо связанный с реальностью обыденной жизни - той, в которой живет и работает вся остальная страна. Армия берет человека и возвращает полуфабрикат, которому надо УЧИТЬСЯ ЖИТЬ ЗАНОВО. Вне приказов, вне очень простого быта казармы. Ранее, при «совке», такого вот «выплюнутого» армией человека подхватывал ВУЗ. ВУЗ - это все ж не совсем «взрослая жизнь»; это - также довольно условная реальность, где человек воюет за некие «отметки»; микромир, отдельной от реальности некой, пусть и почти призрачной «университетской стеной».
А после «реформы военного обучения» этого «отстойника» для «школьников», превращенных в «армейцев», уже не предусмотрено! Ты получил диплом год или 3 назад, ты уже почти все забыл… Но «догонять» тебе никто не даст, товарищ лейтенант. Иди работай! Корми семью!
Проблема простая: ВУЗ 5 лет учит работать головой; потом 1 или 3 года армия заставляет работать руками (или заставлять работать руками других). Чем, спрашивается, станет работать большая часть новоиспеченных «лейтенантов» с дипломом после «отдачи долга родине»?
Вы правы: пойдет в охрану. Куда еще идут уволившиеся офицеры?
Так вот кого станут готовить с нынешнего года ВСЕ ВУЗы России!
Охранников…
Previous post Next post
Up