«Сейчас армия СВО - около 150 тыс., но, аккурат к зиме, она увеличится втрое ( а на самом деле конечно же больше). У украинцев нет шансов, мы их всех уничтожим!» (из комментов)
Для слишком оптимистичных противников войны, считающих, что вот теперь-то россияне осознали, куда всё катится и куда их тянет режим - привожу один вот такой коммент, из тысячи написанных к моим вчерашним постам. Надо смотреть на вещи, и особенно на свой народ, трезво. Эмпатии там никакой, с умом тоже всегда было напряженно, а страсть в любой ситуации прежде всего «подстраиваться под начальство» всегда была национальной особенностью, продиктованной потребностями выживания.
Поэтому реакция в массах на объявленную мобилизацию (которую для успокоения назвали «частичной») была вполне предсказуемой: как и присоединение Крыма, как и начало «СВО» - оно вызвало прилив всенародного энтузиазма… как ни дико об этом говорить. Тут всё по Козьме Пруткову: «Щёлкни кобылу в нос - и она махнет хвостом». Крупное и «решительное» действие властей, направленное на «величие», вызывает почти автоматическую реакцию одобрения, и наверняка кремлевские идеологи на это рассчитывали.
Это своего рода гальванизация общественного мнения в РФ, обычно спящего и абсолютно инертного. Правда - есть нюанс: у этого приема тоже есть свои пределы, его, видимо, нельзя применять вечно. Со временем неизбежно происходит привыкание - и у народных масс тоже. Вспомним: после аннексии Крыма «крымская эйфория» длилась более двух лет - до 2016, а то и еще подольше; после 24 февраля случился очередной подъем популярности власти, но уже не такой ярый и гораздо более короткий: хватило примерно на полгода, уже в конце лета он начал спадать, да и собственно эйфории в этот раз почти и не было.
Сейчас к остывающему трупу общественной реакции в РФ в очередной раз подсоединили электроды, дали разряд - и глупо думать, что не будет нового всплеска. Он и есть - как бы ни хотелось думать обратное той части рособщества, у которой сохранились минимальные остатки воображения и подошли к концу все запасы лояльности. Трезвомыслящих в РФ все еще достаточно много - просто по закону больших чисел, учитывая все еще очень большое население. Но все же они - меньшинство, и меньшинство ничтожное. Большая часть живут в парадигме стимул-реакция, и они не могли не впасть в очередное подобие патриотического восторга. Ведь Путин опять проявил решительность и предложил простое решение всех проблем. Конечно! Мобилизация! Как мы сразу не подумали! Вот то, что всех нас спасет и успокоит! Простая же арифметика: было 150, плюс 300, будет 450, а это же в 3 раза больше! «Всех разобьем и победим!»
Не надо требовать от широких масс, чтобы они всё поняли уже сейчас - они НЕ МОГУТ. Во-первых, им страшно, ведь понимание - это понимание КРАХА; во-вторых - они ХОТЯТ обмануться; в-третьих - Путин плоть от плоти народа, а народ вообще не любит «умников» и не верит в логические цепочки «ПАЖИЗНИ» - Россия страна не просто малоинтеллектуальная, но еще и анти-интеллектуальная: здесь искренне считают, что высоколобость - признак лузера и фрика, а победит всегда троечник. И вообще здесь больше ценят трицепсы и эмоции.
Поэтому «идеологический блок» Кремля может в очередной раз с полным основанием смеяться над глупыми интелями, которые поспешили уже вчера провозгласить, что Путин «разорвал контракт с народом» и «народ не поддержит мобилизацию». Сайентолог Кириенко только усмехнется в несуществующие усы: он-то знает, что и поддержит, и бегом побежит. И уже бежит.
Но! Общество умирает вслед за самой РФ. Очередная гальванизация 21 сентября прошла успешно, но ее эффект слабеет в геометрической прогрессии - в этот раз его хватит максимум на пару месяцев, а то и еще меньше. К зиме всё сдуется окончательно. И при этом больше никаких сильнодействующих «инъекций оптимизма» в арсенале Кремля не осталось. Само время, объективно говоря, было подобрано неудачно. Сравним с крымским референдумом - начало марта, с началом СВО - конец февраля: сама природа способствовала поддержанию восторга - весна, уходят холода, наступает лето, и у нас растут территории, оптимизм и вера в величие народа-богоносца в нашем лице.
А сейчас - осень, сентябрь уже очень холодный. Дальше - мрак, холод и смерть, которая начнет стучаться в двери похоронками. Робкая эйфория от очередной многоходовки испарится, не успев даже примерзнуть к стеклам.
И инфантильному рособществу придется-таки посмотреть в черные глаза реальности. Вот тогда уже - можно начинать.