- Нетерпение потревоженной совести! - провозгласил Колдун. - Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стенать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того, чтобы прикрикнуть на неё и поставить её на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений… Итак, с одной стороны - стремления огромных человеческих масс, с другой стороны - ваша совесть, воплощение ваших стремлений...
Это смешно и антиисторично. Ваш отуманенный и оглушенный совестью разум утратил способность отличать реальное благо масс от воображаемого, - это уже не разум. Разум нужно держать в чистоте. Не хотите, не можете - что ж, тем хуже для вас. И не только для вас. Вы скажете, что в том мире, откуда вы пришли, люди не могут жить с нечистой совестью. Что ж, перестаньте жить. Это тоже неплохой выход - и для вас, и для других.
- Не могу с вами согласиться, - холодно сказал Максим. - Совесть своей болью ставит задачи, разум - выполняет… Существует определенный идеал: человек должен быть свободен духовно и физически... Именно люди с обостренной совестью и должны будоражить массы, не давать им заснуть в скотском состоянии, поднимать их на борьбу с угнетением. Даже если массы не чувствуют этого угнетения. - Верно, - с неожиданной легкостью согласился Колдун. - Совесть действительно задает идеалы. Но идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью. И поэтому, когда за работу принимается разум, холодный, спокойный разум, он начинает искать средства достижения идеалов, и оказывается, что средства эти не лезут в рамки идеалов, и рамки нужно расширить, а совесть слегка подрастянуть, подправить, приспособить… Я ведь только это и хочу сказать, только это вам и повторяю: не следует нянчиться со своей совестью, надо почаще подставлять ее пыльному сквознячку новой действительности и не бояться появления на ней пятнышек и грубой корочки…
Впрочем, вы и сами это понимаете. Вы просто еще не научились называть вещи своими именами. Но вы и этому научитесь. Вот ваша совесть провозгласила задачу: свергнуть тиранию этих Неизвестных Отцов. Разум прикинул, что к чему, и подал совет: поскольку изнутри тиранию взорвать невозможно, ударим по ней снаружи, бросим на нее варваров… пусть лесовики будут растоптаны, пусть русло Голубой Змеи запрудится трупами, пусть начнется большая война, которая, может быть приведет к свержению тиранов, - все для благородного идеала. Ну что же, сказала совесть, поморщившись, придется мне слегка огрубеть ради великого дела… - Массаракш… - прошипел Максим, красный и злой, каким Гай не видел его никогда. - Да, массаракш! Да! Все именно так, как вы говорите! А что еще остается делать?
да все нормально, просто россияне строят прекрасную россию будущего по лекалам антиутопий. можно им еще порекомендовать оруэла, сорокина и войновича. там тоже много букв есть, может и их воспримут как сермяжную правду.
> Да мы со Стругацкими вообще недалёкого ума люди.
Вообще, удивительно, как люди не умеют читать книги. Даже человеку не жившему в СССР и не пропитавшемуся им, должно быть ясно, что Колдун тут пресонаж отрицательный. В европейской литературе XIX века это был бы диалог с дьяволом. От дьявола изходит соблазн облечённый в логику.
Колдун не говорит голосом авторов, напротив, авторы с ним несогласны. Так бывает в художественной литературе.
Люди же пожившие в СССР легко этот персонаж идентифицируют. Ну чисто по стилю - "пыльному сквознячку" этому, "грубой корочке"...
Так что вы, да, недалёкого ума человек. А Стругацкие люди поумнее и потоньше.
- Нетерпение потревоженной совести! - провозгласил Колдун. - Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стенать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того, чтобы прикрикнуть на неё и поставить её на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений… Итак, с одной стороны - стремления огромных человеческих масс, с другой стороны - ваша совесть, воплощение ваших стремлений...
Это смешно и антиисторично. Ваш отуманенный и оглушенный совестью разум утратил способность отличать реальное благо масс от воображаемого, - это уже не разум. Разум нужно держать в чистоте. Не хотите, не можете - что ж, тем хуже для вас. И не только для вас. Вы скажете, что в том мире, откуда вы пришли, люди не могут жить с нечистой совестью. Что ж, перестаньте жить. Это тоже неплохой выход - и для вас, и для других.
- Не могу с вами согласиться, - холодно сказал Максим. - Совесть своей болью ставит задачи, разум - выполняет… Существует определенный идеал: человек должен быть свободен духовно и физически... Именно люди с обостренной совестью и должны будоражить массы, не давать им заснуть в скотском состоянии, поднимать их на борьбу с угнетением. Даже если массы не чувствуют этого угнетения.
- Верно, - с неожиданной легкостью согласился Колдун. - Совесть действительно задает идеалы. Но идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью. И поэтому, когда за работу принимается разум, холодный, спокойный разум, он начинает искать средства достижения идеалов, и оказывается, что средства эти не лезут в рамки идеалов, и рамки нужно расширить, а совесть слегка подрастянуть, подправить, приспособить… Я ведь только это и хочу сказать, только это вам и повторяю: не следует нянчиться со своей совестью, надо почаще подставлять ее пыльному сквознячку новой действительности и не бояться появления на ней пятнышек и грубой корочки…
Впрочем, вы и сами это понимаете. Вы просто еще не научились называть вещи своими именами. Но вы и этому научитесь. Вот ваша совесть провозгласила задачу: свергнуть тиранию этих Неизвестных Отцов. Разум прикинул, что к чему, и подал совет: поскольку изнутри тиранию взорвать невозможно, ударим по ней снаружи, бросим на нее варваров… пусть лесовики будут растоптаны, пусть русло Голубой Змеи запрудится трупами, пусть начнется большая война, которая, может быть приведет к свержению тиранов, - все для благородного идеала. Ну что же, сказала совесть, поморщившись, придется мне слегка огрубеть ради великого дела…
- Массаракш… - прошипел Максим, красный и злой, каким Гай не видел его никогда. - Да, массаракш! Да! Все именно так, как вы говорите! А что еще остается делать?
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Это русские-то пришли из мира, где люди не могут жить с нечистой совестью прогрессировать Украину что ли?
Reply
Вообще, удивительно, как люди не умеют читать книги. Даже человеку не жившему в СССР и не пропитавшемуся им, должно быть ясно, что Колдун тут пресонаж отрицательный. В европейской литературе XIX века это был бы диалог с дьяволом. От дьявола изходит соблазн облечённый в логику.
Колдун не говорит голосом авторов, напротив, авторы с ним несогласны. Так бывает в художественной литературе.
Люди же пожившие в СССР легко этот персонаж идентифицируют. Ну чисто по стилю - "пыльному сквознячку" этому, "грубой корочке"...
Так что вы, да, недалёкого ума человек. А Стругацкие люди поумнее и потоньше.
Reply
Leave a comment