"Ниязбек" - роман Ю.Латыниной

Aug 13, 2020 16:59

Читаю сейчас "Ниязбека" - старую книгу Латыниной (тех времен, когда она еще писала художественную прозу; кстати, очень жаль, что прекратила - хотя понятно, почему: видимо, иссякли эмоции, которые ее по-женски питали как писателя). Захватывающая вещь этот "Ниязбек"! Небольшой роман, описывающий события в некой вымышленной республике Северного Кавказа, в которой, впрочем, без особого труда угадывается Дагестан. Все, как обычно у Латыниной, очень жестко, много крови, трупов и убийств. И очень реалистично, временами - до дрожи.

Конечно, Латынина откровенно любуется своими абреками-убийцами. Чем-то ее привлекают крепкие, гордые и решительные мужчины, действительно ни во что не ставящие ни свою, ни чужую жизнь. Это, видимо, такая очень женская черта - потребность склонить голову перед непостижимым. Латытнина - женщина умная, постигла много, и по-настоящему непостижима для нее только эта черта - способность без раздумий ставить жизнь на кон. И за это она готова простить практически все - и вероломство, и жестокость, и убийство. Ну, если не простить - то понять (что, как мы знаем, практически одно и то же).

Многих, как я заметил, раздражает в Латыниной это ее откровенное восхищение перед кавказским "мачизмом". Даже не столько оно, сколько - как почти неизбежное следствие - ее же презрение к нашей русской мягкотелости, вялости и, что уж тут, трусости. Из романа в роман у Латыниной: там, где кавказец вспыхнет и схватится за кинжал - русский молча утрется.

А меня - нет, не раздражает. В конце концов - ну что делать, если ее это завораживает? Ее завораживает, ей это интересно - потому и пишет она об этом, потому и нам интересно это читать. Писатель и должен писать о том, что он любит и от чего "тащится" - тогда у него выйдет что-то путное.

Сильных и интересных женских персоажей у Латыниной практически не бывает. Все ее романы - взгляд женщины, завороженной "миром мужчин", и населены они преимущественно мужчинами. И этот взгляд на мужские взаимоотношения "со стороны" - тоже несомненное достоинство ее произведений.

Сквозная тема Латыниной - "сила солому ломит". Внеморальная, самодостаточная категория Силы - то, чем она откровенно любуется. Сила-слабость. Все коллизии в конечном счете объясняются именно этим (и только этим). Весь "психологизм" в ее романе также построен обычно имено на переживаниях собственной (чужой) силы/слабости.

Просто-таки гротескно МУЖСКОЙ взгляд на мир. Автор-женщина, чуть ли не сознательно отказавшаяся от своей женской сущности. Кавказ, конечно, буквально ПРОСИТСЯ, чтобы его описывали именно в этих категориях. Он в эту СИЛОВУЮ схему ложится ВЕСЬ - и Латынина это блистательно показывает.

Но в итоге получается какая-то тягостная фантасмагория, вывернутый мир. Головоломка, заведомо не имеющая решения.

Что-то упускает Латынина. Что-то там есть еще...
Previous post Next post
Up