Итак, коронавирус триумфально шагает по планете, «захватывая» одну страну за другой. Не покидает ощущение, что весь этот немыслимый ажиотаж является какой-то грандиозной постановкой - уж слишком велика медийная паника при совершенно карликовых размерах опасности. В Китае за 2 месяца 70 тысяч заболевших и пара тысяч умерших - и это при полутора миллиардах населения! В США 89 заболевших, 1 вроде как умер - всё, СМИ уже подсчитывают, за какое время «при такой динамике» заболевание поразит всё (!) население Америки (ответ - 38 дней).
Лично меня окончательно доконало услышанное недавно по радио глубокомысленное «врачи выяснили, что коронавирус особенно опасен для людей старше 80 лет». Я это воспринял как шифровку из Центра для посвященных: «Да-да, вы правы, товарищ! Мы издеваемся над вами!» И, не поверите - отлегло.
Я склонен полагать, что весь «коронавирус» - не столько медицинская, сколько медийная проблема. Просто человеку свойственно бояться - страх смерти придает какой-то смысл жизни, это давно поняли авторы страшилок и фильмов ужасов. Но проблема эта, очевидно, глобальная; моя версия - перенаселение само по себе включает какие-то генетические механизмы ожидания апокалипсиса. В прошлом веке было модно бояться ядерной войны, в 21, как видим, «решили» больше бояться «страшных эпидемий». В обоих случаях суть - в неосознаваемом ощущении «что-то нас слишком много, пора массово умирать». Остается только выяснить - от чего. Вирус тут - самое подходящее объяснение.
В общем - скученность порождает агрессию, причем - взаимную; я хочу убить тебя, ты хочешь убить меня, мы вместе хотим, чтобы сдохли все остальные. С другой стороны - агрессивность до поры успешно блокируется социальными механизмами, причем чем дальше, тем круче, вплоть до пресловутого thought control (против которого так горячо возражали в свое время Пинк Флойд). Агрессия в современном мире, как и вообще все проявления проклятой «маскулинности» и «самцовости», загоняется под шконку всеми средствами государственного и морального террора со стороны всяких политкорректных и феминистических сообществ.
Агрессия обитателей «человейников» вытесняется в бессознательное и там преобразуется в страх: люди ведь меряют всех по себе, а если я агрессивен и желаю всем сдохнуть - логично, что и все прочие желают того же мне. В итоге СОБСТВЕННАЯ агрессивность невротика, порожденная постоянным ощущением скученности и тесноты (которую он вытесняет и перестает осознавать под давлением общества и государства), преобразуется в ощущение некой внешней и неотвратимой глобальной угрозы. Эпидемия ложится на этот страх как нельзя лучше («вот придет вирус, он нас всех погубит!»)
В этом смысле даже название нового вируса (которое, кстати, на всех языках означает одно и то же, поскольку это латынь) выглядит до невозможности символично: КОРОНАвирус! Вирус в короне! Было подсознательное ожидание некоего «удара» от неведомой смертельной силы - на подсознательном же уровне это ассоциируется с ожиданием нашествия некоего жестокого заморского правителя; и тут пожалуйста - публике предъявляют «коронованную особу» из экзотического Китая! Если бы над этим работал реальный пиарщик - можно было бы поаплодировать тонкости и эффективности его подхода. На русском, кстати, даже настояли на противоречащeм правилам русского языка написании - именно коронАвирус (примерно как «водАпровод» или «парАвоз»). Но, видимо, очень уж хотели максимально выделить слово «корона» в названии!
Очень хотелось подчеркнуть ЦАРСКИЙ характер заразы. Это давний и эффективный поэтический прием: чтобы указать на особую значимость и силу напасти - дать ей царский титул: «В мире есть царь, этот царь беспощаден - Голод названье ему».
В этом смысле можно сказать, что дежурные «запугиватели человечества» учли свои ошибки с предыдущими «эпидемиями». Тогда у них «не взлетело» во многом из-за слишком легкомысленных названий. Ну кто, в самом деле, будет всерьез бояться «птичьего гриппа»? А свиного? А «коровье бешенство» - что это вообще такое? «Бешеная корова» - сочетание скорее юмористическое, чем страшное. А «грипп» с любыми эпитетами тоже никого особо не пугал - все ведь знают по своему опыту, что от гриппа не умирают! Поэтому котировки мировых бирж при коровьем бешенстве проседали незаметно, о мировом кризисе никто и не заговаривал. То ли дело сейчас - когда в Китае усилиями мировых медиа фактически слепили из ничего (2 тысячи умерших за 2 месяца) нового Короля Ночи из «Игры престолов»… то есть тьфу, Царский Вирус в короне! Страшный, бесформенный и оттого еще более пугающий образ.
Народ-то к разврату давно готов. Даже Дудь, взявший давно набившую оскомину (за 30-то лет непрерывного долбежа!) тему СПИДа, неожиданно сорвал на этом огромный хайп в Ютубе - 15 миллионов просмотров за месяц; неужели публика так вдруг озаботилась СПИДом? Нет, тут мы в чистом виде имеем дело с «шутками бессознательного»: зрители отреагировали не на слово СПИД, а на слово «эпидемия». О коронавирусе свежего фильма у Дудя не было, а о СПИДе - был! Вот публика и ломанулась смотреть про СПИД - ничего не поделаешь, «за неимением гербовой пишем на простой». Публика ждет информации по интересующему ее вопросу от ДОВЕРЕННЫХ людей; Дудь это доверие заслужил, дальше операция «замещения»: как известно, после Дудя количество запросов на проведение анализа на ВИЧ в России выросло в 5 тысяч раз. Впечатляюще! Люди так озаботились СПИДом, о котором многие совершенно равнодушно слушали с самого рождения? Нет - люди озаботились Царским Вирусом, все это - игры подсознания. Царский Вирус, Вирус в Короне, хочет всех убить! А уж на что он там воздействует - на иммунитет, на легкие, на слизистую носа - в такие тонкости мало кто желает вникать.
Словом - миром правят массовые фобии. Ну и квартирный вопрос, безусловно, давно испортил человечество.