Если бы в школе преподавали так...

Oct 15, 2019 14:46

Внезапно неведомый юзер прислал ссылку на свой пост "про преподавание". Я аж зачитался!

"Неожиданно вспомнив свое школьное прошлое, решил записать конспект одного из вариантов урока замещения.
Вдруг, пригодится кому-нибудь (или даже мне :)

Предусловие:
Учитель по ... заболел, нужно его заместить, но замещающий учитель и ученики к этому не готовы.
Ученики уже знают теорему Пифагора.

Ход урока:
Что такое геометрия? (Возможный ответ: Наука о земле. Но это - гео-логия, а у нас - гео-метрия).
Зачем она нужна? (Ответы невнятны)
Хочу, например, на даче построить сарай, но для этого нужен фундамент.
Как начертить на земле прямоугольник для него? Главная проблема - прямой угол.
(Кстати, реальная задача, которую мне пришлось решать еще в 1980 году в г. Ухта на "шабашке").
Есть только колья, веревка, топор.
(Много всяких предложений, но вряд ли будет один из правильных. Обсуждение лучше не затягивать.)

Предложение варианта решения: "Пифагоровы штаны".
А именно: вяжем узлы на веревке в соотношении 3 меры, 4 меры, 5 мер.
С помощью кольев делаем треугольник, который получется прямоугольным (Чудо?)
Далее - дело техники.

Вопрос: Есть ли еще варианты начертить прямоугольный треугольник на даче? (Глубокие раздумья)
Намек на окружность, диаметр, гипотенузу... Если не вспомнят, то нарисовать.
Обсудить, какой из вариантов лучше.

Возвращаемся к "штанам". Обращаем внимание, что числа идут подряд: 3, 4, 5.
Они магические или есть еще такие?
Пытаемся искать: n, n+1, n+2 (Ученики составляют и решают квадратное уравнение).
Получается, что есть только "3, 4, 5" и "-1, 0, 1".
Вопросы:
Как отметить "-1" на земле (даче) ? Что нам делать с этим "-1"?

Вариант для "продвинутых" классов/учеников: Может, поискать варианты n, n+k, n+2*k?

Следующая тема: Почему в качестве неизвестного обозначена буква "n"?
Возможный правильный ответ: От слова "natural" (природный, естественный).
То есть, остальные числа - не естественные. А почему?
Можно еще поговорить о французском языке, как примере вульгарной латыни, упомянув натюрморт.

Продолжение темы: Как обычно обозначают неизвестное? ("x") А почему? (Ищем в интернете).
Заодно вспоминаем "x-ray", "x-files"...
Для учеников 16+: Идентификация стандарных разъемов в СССР была: X1, X2, X4, X5...
Если было непонятно, что за разъем, то писали: "X3".

Возвращаемся к ряду: 3, 4, 5.
Число 1 - уникальное во всех смыслах число (В каких?)
Число 2 - первое четное и тоже очень своеобразное.
После них "открывается новый, неизведанный мир", что отражено, в частности, в русском языке.
А именно, наличием единственного, двойственного и множественного числа. Правда, двойственное число позже распространилось до 4-х.
Например: один стол, два стола, пять столов.
Но этот мир до сих пор страшен, так как есть проблема с кочергой. Может, есть и другие "нехорошие" предметы, которые сложно посчитать?
Дополнительные вопросы: Почему именно до 4-х? Связано ли это с количеством пальцев на руке? Какой еще счет связан с этим?
Три формы множественного числа - это особенность только русского языка?
(Нет. Например, в финском: yksi lapsi - один ребенок, kaksi lasta - два ребенка, monet lapset - много детей).
Если звонок не прозвенел, то можно задать вопрос:
Почему именно "штаны Пифагора"?
А заодно и вспомнить чисто геометрическое доказательство.
Резюме: Не забывайте показывать детям, что науки совсем не "сухие", а в мире все взаимосвязано"
https://fedjanew.livejournal.com/7057.html

К сожалению, современная (читай - советская) школа таких учителей прямо и откровенно отторгает. Они - фрики, которым "государство никогда не доверит своих (sic!) детей". Печально это всё.
Previous post Next post
Up