«Вопрос «Зачем Герасим утопил МуМу?» я задавал четырем училкам литературы и двум классным руководительницам… Прошло много лет, и я понял, что поведение Герасима не имеет никакой мотивации». То есть - отчаяние. Вот и прекрасная иллюстрация к мысли, что в советской школе изучали все что угодно, но только не сюжеты литературных произведений. Мне
(
Read more... )
Как пел Евгений Абдрахманов про некоторые произведения классиков:
Заговорщики-садисты
Со страниц глядят,
Как чилийские фашисты
Режут всех подряд.
Вот, примерно то и в произведениях школьной программы. Жуткий депрессняк, безнадега. Вот, буквально все. "Евгений Онегин" тот же, например. Жуть же! Чему может научиться школьник, читая ЕО? А та же "Капитанская дочка"? А "После бала"? А "Отцы и дети"? Да куда ни кинь... Я понимаю, что все это было подобрано, чтобы показать весь "ужас царской России". Но кроме этой сакральной идеи,- чему могли научиться школьники?
Я вообще не помню произведения, которе бы окончилось тем, что главные герои добились-таки чего хотели и счастливые, ушли бы в закат навстречу солнцу.
Потому, что совейський школьник должен был готовиться страдать и бороться. Причем, бороться перманентно, понимаю, что ничего в конечном итоге он не получит. "Как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия", как говорится...
Reply
А у меня никакого депресняка, а наоборот гармония. Ведь для чего живём?
Reply
Reply
Есть ещё много даже более лучших видов мёда. Не все ж такие идиоты, как тот старик.
Лакомимся - полная гармония.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Совковый культ смерти и безнадёги. Муму, Матросов, Катерина, Гастелло и прочие. Утопить, застрелить, под поезд, взорвать, в омут и пр. Неплохо, если забрать врага с собой, но это опционально. Главное сдохнуть так или иначе, иных вариантов не предусмотрено.
Ну разве что Тёркин выбивается несколько. Наверное, недобитые враги народа как-то протащили.
Reply
А почему Сапожник в своих изысканиях проигнорировал сложные отношения Тургенева с матерью? Ведь, утопив Муму, Тургенев выместил на матери все свои обиды и обрек её на то, что в истории для миллионов закончивших школу она осталась жестокой самодуркой.
А, ведь, к старости, когда Тургенев стал знаменитым, она раскаялась, писала ему во Францию трогательные письма на плохом французском языке, отчаянно боролась со своим врожденным скупердяйством, когда Ваня просил денег. Приходилось изворачиваться, чтобы постараться и денег не дать и материнскую заботу проявить.
Да и как ещё выступать против ужасов крепостного права? Ведь, если Герасим уйдет в свою деревню со своей собачкой, то школьники могут подумать, что при крепостном праве можно жить?
В том то и состоит волшебная сила русской классики, что её можно пристегнуть к любому моменту нашей истории. Советская власть обосновывала этой повестью необходимость советского строя, Сапожник - необходимость построения демократии в России.
Reply
мои предположения на тему "почему программа в школе такая чернушная" - ну возможно потому, что более легкую литературу люди и сами прочитают, так или иначе ознакомятся. а трагичные и серьезные произведения поднимают сложные этические вопросы, заставляют ребенка сопереживать и глубже мыслить. и критерии отбора таких произведений - то, что поднятые в них проблемы остаются актуальными даже через 100 и 200 лет. на то она и классика.
Reply
Что бы я предложил из русской литературы? - Даже не знаю. Из советской, пожалуй, пристойно (в смысле,- герой добивается своей цели и получает то, что заслужил) выглядят, скажем, "Два капитана" и "Повесть о настоящем человеке",- это навскидку, наверняка можно найти еще много.
Reply
очень достойные вещи обе. и полностью согласен с вашим мнением.
вот другое подумал - современным детям чтение дается трудно. нагружать программу дополнительными произведениями - вообще нереально. тогда вместо чего добавить эти новые?
Reply
Ну почитайте хоть Дюма, Стендаля, Бальзака, Диккенса, как у них с уходом к солнцу.
Reply
"Всадник без головы", "Робинзон", "Остров сокровищ",- примерно так же. Герои Жюля Верна - в том же ключе.
Так что не все там так плохо. А что, например, у Достоевского? Тургенева?
Reply
Reply
Leave a comment