Зачем Герасим утопил Муму

Nov 01, 2018 02:06

«Вопрос «Зачем Герасим утопил МуМу?» я задавал четырем училкам литературы и двум классным руководительницам… Прошло много лет, и я понял, что поведение Герасима не имеет никакой мотивации». То есть - отчаяние. Вот и прекрасная иллюстрация к мысли, что в советской школе изучали все что угодно, но только не сюжеты литературных произведений. Мне ( Read more... )

Leave a comment

rsx11m November 1 2018, 00:56:15 UTC
Курс русской литературы в школе - это отдельная серьезная и очень печальная тема. Я имею ввиду период советский, что там сейчас - не знаю, да и знать не хочу.

Как пел Евгений Абдрахманов про некоторые произведения классиков:

Заговорщики-садисты
Со страниц глядят,
Как чилийские фашисты
Режут всех подряд.

Вот, примерно то и в произведениях школьной программы. Жуткий депрессняк, безнадега. Вот, буквально все. "Евгений Онегин" тот же, например. Жуть же! Чему может научиться школьник, читая ЕО? А та же "Капитанская дочка"? А "После бала"? А "Отцы и дети"? Да куда ни кинь... Я понимаю, что все это было подобрано, чтобы показать весь "ужас царской России". Но кроме этой сакральной идеи,- чему могли научиться школьники?

Я вообще не помню произведения, которе бы окончилось тем, что главные герои добились-таки чего хотели и счастливые, ушли бы в закат навстречу солнцу.

Потому, что совейський школьник должен был готовиться страдать и бороться. Причем, бороться перманентно, понимаю, что ничего в конечном итоге он не получит. "Как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия", как говорится...

Reply

ivan_1_dyrak November 1 2018, 01:05:13 UTC
В перечне не хватает "Верескового мёда", в самых начальных классах был.

А у меня никакого депресняка, а наоборот гармония. Ведь для чего живём?

Reply

ctratim November 1 2018, 02:11:38 UTC
Обожала "Вересковый мёд", многие ровесницы его наизусть учили. В школе не требовали, а сами учили, потому что нравилось очень. Как песенки про несчастную любовь в подростковом, и романсы и более глубокие стихи в более старшем возрасте. Может быть как раз такие нехэппиэндовые, произведения более трогают либо пробуждают что то в душе, нежели тупые "нарядись и принц прискачет" произведения ни о чём.

Reply

matagon November 1 2018, 04:28:38 UTC
Согласен. Чего расстраиваться то из-за одного вида мёда? какой может быть депресняк?
Есть ещё много даже более лучших видов мёда. Не все ж такие идиоты, как тот старик.
Лакомимся - полная гармония.

Reply

ivan_1_dyrak November 1 2018, 04:56:40 UTC
Ты чернуху гонишь. У меня гармония от состоявшегося исхода, так и надо.

Reply

eugen_tugashev November 1 2018, 05:58:27 UTC
"Дети подземелья", "На дне"...

Reply

jivopyra November 1 2018, 14:55:18 UTC
Чтобы за партию жизнь отдать, вестимо!

Reply

ermenegilda November 1 2018, 06:32:30 UTC
"Что делать" вполне оптимистично. Но читать трудно (как и "Дневник писателя" Достоевского), читаешь - будто идешь, увязая в песке. Зато какая это отрада - читать про эмоционально здоровых людей. Людей, которым чужие слезы даром не нужны.

Reply

arhiloh November 1 2018, 07:38:13 UTC
+1
Совковый культ смерти и безнадёги. Муму, Матросов, Катерина, Гастелло и прочие. Утопить, застрелить, под поезд, взорвать, в омут и пр. Неплохо, если забрать врага с собой, но это опционально. Главное сдохнуть так или иначе, иных вариантов не предусмотрено.
Ну разве что Тёркин выбивается несколько. Наверное, недобитые враги народа как-то протащили.

Reply

chiesaresca November 1 2018, 09:24:52 UTC
Почему же это совковый культ? Это русская литература. В русской литературе хэппи энды только у бездарных писателей. У классиков хорошего конца не бывает. Разве только у Пушкина в повестях Белкина, но уже у Лермонтова -ни-ни. Традиция такая.
А почему Сапожник в своих изысканиях проигнорировал сложные отношения Тургенева с матерью? Ведь, утопив Муму, Тургенев выместил на матери все свои обиды и обрек её на то, что в истории для миллионов закончивших школу она осталась жестокой самодуркой.
А, ведь, к старости, когда Тургенев стал знаменитым, она раскаялась, писала ему во Францию трогательные письма на плохом французском языке, отчаянно боролась со своим врожденным скупердяйством, когда Ваня просил денег. Приходилось изворачиваться, чтобы постараться и денег не дать и материнскую заботу проявить.
Да и как ещё выступать против ужасов крепостного права? Ведь, если Герасим уйдет в свою деревню со своей собачкой, то школьники могут подумать, что при крепостном праве можно жить?
В том то и состоит волшебная сила русской классики, что её можно пристегнуть к любому моменту нашей истории. Советская власть обосновывала этой повестью необходимость советского строя, Сапожник - необходимость построения демократии в России.

Reply

maksi2278 November 1 2018, 07:40:53 UTC
окей, ваши предложения? какие произведения вы бы включили в школьную программу?

мои предположения на тему "почему программа в школе такая чернушная" - ну возможно потому, что более легкую литературу люди и сами прочитают, так или иначе ознакомятся. а трагичные и серьезные произведения поднимают сложные этические вопросы, заставляют ребенка сопереживать и глубже мыслить. и критерии отбора таких произведений - то, что поднятые в них проблемы остаются актуальными даже через 100 и 200 лет. на то она и классика.

Reply

rsx11m November 1 2018, 11:35:58 UTC
Я, в целом, согласен с Вашим выводом, но дело в том, что по итогу изучения этих произведений возникает ощущение, что человек не способен дибиться почти ничего. Он либо остается при своих, затратив массу своей энергии и времени, или вообще умирает/погибает, так и не добившись цели. Возможно, это отголосок извечной российской "общинности", когда интересы человека - ничто, но интересы общины - всё.

Что бы я предложил из русской литературы? - Даже не знаю. Из советской, пожалуй, пристойно (в смысле,- герой добивается своей цели и получает то, что заслужил) выглядят, скажем, "Два капитана" и "Повесть о настоящем человеке",- это навскидку, наверняка можно найти еще много.

Reply

maksi2278 November 1 2018, 11:44:49 UTC
+++
очень достойные вещи обе. и полностью согласен с вашим мнением.

вот другое подумал - современным детям чтение дается трудно. нагружать программу дополнительными произведениями - вообще нереально. тогда вместо чего добавить эти новые?

Reply

ekaterin_p November 1 2018, 15:37:30 UTC
Литература воспитывает чувства.

Ну почитайте хоть Дюма, Стендаля, Бальзака, Диккенса, как у них с уходом к солнцу.

Reply

rsx11m November 1 2018, 15:45:36 UTC
А что Дюма? "Три мушкетера" - д'Артаньян получает лейтенанта. "20 лет спустя" - капитана, Портос - баронство, ну, и прочие ништяки. "Граф Монте-Кристо" - все получают по заслугам, сам Дантес остается с баблом и с молодой женой, полностью завершив задуманное.

"Всадник без головы", "Робинзон", "Остров сокровищ",- примерно так же. Герои Жюля Верна - в том же ключе.

Так что не все там так плохо. А что, например, у Достоевского? Тургенева?

Reply

ekaterin_p November 1 2018, 17:46:16 UTC
У всех перечисленных серьёзные жизненные потери, и кто-то милый погибает. Ну и литература эта для юных, всё-таки. У Достоевского "Подросток* не депрессивный роман. *Отцы и дети* отличный роман, и хотя слёзы у нас капают в конце, линия Аркадия утешает.

Reply


Leave a comment

Up