Все-таки приведу - для примера - одну из главок моего сериала про прошлые выборы Путина. Найдите, как говорится, "10 отличий".
Продолжение. Начало см.
здесь. (Предыдущая глава -
«От двери к двери и обратно»)
Тренинги с элитой
Важной частью моей программы были так называемые «тренинги с городской элитой». Попросту говоря - я убедил мэра, что надо собрать все городское начальство и научить его общаться с подведомственным электоратом по-новому, то есть как-то так, чтобы у их подчиненных в результате возникало хотя бы подобие желания проголосовать ПРАВИЛЬНО, а не наоборот, «назло начальству».
Единодушная поддержка?
Все обстояло следующим образом: нам каждый день пригоняли по две группы «элитариев», по 20-30 человек каждая, и там мы с ними по 3-4 часа вели интенсивный тренинг «эффективных коммуникаций». Вернее, вел мой старый приятель Алексей Владимыч, большой дока по этой части (я о нем уже рассказывал), а я так, был на подхвате. Среди «элиты» были директора и завучи всех городских школ, верхушка администрации (включая ведущих врачей) местной поликлиники и больницы, директора многочисленных муниципальных предприятий, различные предводители соцработников, директора местных домов культуры и т.д. Отдельной группой «тренировались» местные предприниматели - руководители и владельцы ряда производственных и торговых предприятий, с количеством работающих от нескольких десятков до нескольких сотен (!) человек.
Отметим тут два момента. Во-первых, очевидно, что это была именно мобилизация. И запрос шел, естественно, не от моего мэра и даже не от губернатора, а с самого «верху». Из «штаба Путина» (который, напомню, даже в отпуск не ушел, а оставался как формальным, так и неформальным правителем РФ) шли жесткие указания: задействовать всех! Частные там, нечастные, муниципальные, культурные - ЛЮБЫЕ организации и учреждения должны принимать самое НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ участие в «агитации за Путина». В лице своих «первых лиц», и только так!
Словом, ТОТАЛЬНАЯ мобилизация. На эти выборы госмашина действительно ставила всё.
И второе: тот несомненный факт, что ВСЕ ПРИШЛИ. Весь этот «Городской истеблишмент» покорно шел к нам, «заезжим политтехнологам», в рабочий, между прочим, день, на, по сути, «промывку мозгов» - то есть «учиться правильно агитировать за Путина»! ВСЕ шли, вот что интересно. Я узнавал - случаев прямого и явного отказа, типа «да пошли вы все!» - не было.
Хотя, с другой стороны - ну, казалось бы, какое дело замдиректора какой-нибудь муниципальной службы до федеральных выборов? Или главврачу? Или директору школы? Что они все - настолько политизированы, что ли? Прямо кушать не могут, все думают, как бы «лидеру нации» стать в третий раз президентом?!
Особенно пикантен этот вопрос в отношении «свободных предпринимателей». Эти-то, вроде, вообще к госслужбе никакого отношения не имеют. Что им Путин? Нафига им агитировать собственных рабочих за кого бы то ни было? Делать, что ли, больше нечего?
А был и третий момент. Практически все пришедшие - а через нас прошло больше двух сотен «представителей истеблишмента» - заявляли о себе как об «идейных сторонниках Путина». Мы специально в начале проводили такой опрос. Единодушие было ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ. Находилось буквально 1-2 человека - и то не в каждой группе - кто бы заявил, что он хотя бы сомневается (!) в необходимости голосовать за Председателя Правительства. Все остальные - строго «за».
Меня удивляло такое почти северокорейское «единство». Почему? У нас ведь на дворе - 2012, а вовсе не 37-й год. Почему б не сказать хотя бы честно - «в гробу я видал эти ваши выборы»? Нет, все послушно приходили. Пожалуй, какое-то подобие фронды наблюдалось только у предпринимателей - там пара человек под какими-то благовидными предлогами типа внезапно ухудшившегося здоровья все-таки отказались прийти…
Имя «Путин»
Однако собственно тренинги показали, что ситуация с «поддержкой» далеко не так однозначна, как кажется. И признаки этой «неоднозначности» проявлялись практически сразу, уже на стадии первоначального опроса, кто кого поддерживает на предстоящих президентских выборах.
Да, как уже отмечалось, вся «городская элита» заявляла, что поддерживает Путина. Но КАК она об этом говорила! На одной группе, на другой, на третьей - на всех группах проявлялась одна и та же особенность: люди заявляли о своей поддержке Путина… умудряясь ни разу не произнести собственно саму фамилию «Путин». Вот как это обычно происходило:
(все участники, как принято на тренингах, сидят в одном большом круге вместе с ведущим, так, что каждый видит каждого)
Ведущий. Ну, давайте для начала по кругу пусть каждый скажет, кого он собирается поддерживать на предстоящих выборах. Кто из политиков вызывает симпатию и т.д. Давайте, начнем с Вас.
Первый участник. Ну-уу… Я, конечно же, пришел сюда потому что понимаю важность момента и что нам всем надо сплотиться. Вокруг сами знаете кого.
Ведущий. Это кого?
Первый участник. Ну, за нашего Председателя Правительства.
Ведущий. Ага (кивает). Следующий!
Второй участник. Я тоже хочу сказать, что хочу проголосовать за стабильность (пауза) За хорошую жизнь. Словом, мы все понимаем, за кого.
Ведущий. За кого?
Второй участник. Ну, как уже было сказано - за председателя правительства. Национального, так сказать, лидера.
Ведущий. Ага.
Третий участник. Ну, я тоже, как и все собравшиеся, поддерживаю кандидатуру… который за стабильность, за порядок… с которым в нашем городе все будет спокойно, без потрясений.
Ведущий. Это о ком речь?
Третий участник. Ну, чего тут непонятно. Человек всем нам знакомый, лидер страны…
И т.д.
На одной группе, к примеру, «элиты» из числа городских работников культуры и здравоохранения, такое упорное игнорирование собственно имени НацЛидера еще можно было счесть легкой аномалией и чудачеством. Но когда это повторяется из раза в раз, в совершенно непохожих аудиториях!.. В какой-то момент у нас с Алексеем Владимычем возникло ощущение, что Путин для участников - нечто вроде Воландеморта из «Гарри Поттера», Тот, Которого Нельзя Называть! Причем люди упорствовали. Например.
Ведущий. Ну а Вы?
Пятая участница. Я, как и все… Поддерживаю.
Ведущий. Кого поддерживаете?
Пятая участница. Ну, того… Из-за кого мы все здесь и собрались.
Ведущий. Вы имеете в виду мэра города Воронина?
Пятая участница (смущаясь). Нет, ну что вы! Ну, из-за того, кто все это и проводит… Кого мы выбираем сейчас… Вы же понимаете! (почти с мольбой)
Ведущий. Что я понимаю? У нас сейчас выборы из восьми, кажется, кандидатов. Вы о ком говорите?
(Слышно, как сосед подсказывает: «Национального лидера!»)
Пятая участница. Да, национального лидера.
Ведущий (не выдерживая). Так кого?! Имя у него есть??
Пятая участница. Нууу… За Путина.
Ведущий (безжалостно). То есть Вы поддерживаете…
Пятая участница (послушно повторяет). Да, я поддерживаю… (с усилием) Путина Владимира Владимировича.
Проработав почти 200 человек «городской элиты», мы убедились в наличии очевидной тенденции: несмотря на декларируемый энтузиазм, на деле само имя Путина в среде этой самой «городской элиты» было практически табуировано. Или, если проще - сказать «я поддерживаю Путина» было НЕПРИЛИЧНО. Люди стеснялись.
Они шли на тренинг главным образом потому, что уважали мэра и не хотели показаться нелояльными, однако «Путин» для подавляющего большинства звучал, что называется, западло. Во всех группах нашлось буквально 2 (два!) человека, которые сказали прямо и открыто, перед всеми 30-ю других участников: «Да, я на выборах собираюсь поддержать Путина Владимира Владимировича». Остальные от этой несложной миссии старались так или иначе увильнуть, прибегая к различным эвфемизмам.
Двое из почти двухсот! Хотя, казалось бы, чего проще? «Путин» ведь, не «Навальный» и не «Шамиль Басаев».
И я четко помнил, что еще в 2007 году, не говоря уж о более ранних годах, такого не было. Тогда люди (а я тогда тоже вел выборные кампании) говорили совершенно свободно, без малейшего внутреннего напряжения - «я буду голосовать за Путина» или как-то в этом духе.
Разительные перемены произошли с тех пор в сознании масс! Алексей Владимыч даже как-то на обеде между тренингами пошутил: мол, если главным итогом его усилий будет, что участники смогут без внутреннего содрогания и сопротивления произносить «Я голосую за Путина» - это уже огромный успех. Чем дальше, тем больше я убеждался, что в каждой, как говорится, шутке…
«Остальные еще хуже»
Далее на всех тренингах мы разбирали с участниками, какие, собственно, у них есть аргументы за то, что именно Путин должен быть президентом. Безусловно, сама постановка вопроса на первых порах принималась в штыки: наши «элитарии» обиженно заявляли -«почему у нас? При чем тут наши аргументы?! Мы-то думали, что это ВЫ нам скажете, почему надо голосовать за Путина, чтоб мы других этим переубеждали!»
Но с Алексей Владимычем не забалуешь, так что вскоре участникам все ж приходилось самим напрягать мозги. «Накидывали» аргументы ни шатко ни валко, набор стандартен - от пресловутого «Обеспечил стабильность» до «замирил Кавказ» и «укрепил армию и флот». Собирали мы их до полного истощения аудитории, 30-40 набиралось. Но вот что было интересно: с внутренней убежденностью в правоте этих аргументов у аудиторий был полный швах. Ни пыла, ни жара в их отстаивании никто проявлять не хотел. И наоборот: вот ОСПОРИТЬ любой из аргументов «за Путина» - тут сразу находилась масса желающих, и контраргументы сыпались как из рога изобилия. «Мир на Кавказе?! Да вы смеетесь, какой там мир, каждый день взрывы!» и т.п.
Собственно, эти обсуждения везде выявляли худо-бедно лишь один более-менее «неубиваемый» аргумент: «Остальные еще хуже». Лишь по этому вопросу у наших участников складывался более-менее прочный консенсус. Хотя, осознав качество этого «аргумента», многие спохватывались: «Не-ет, позвольте-позвольте, как это - остальные «еще хуже»?? В смысле - еще? Нет, так для агитации не годится!»
Беда была в том, что предложить что-то более годное для агитации люди были не в состоянии. «Что же мы должны будем говорить людям?» - растерянно спрашивали они нас.
Идея, ради которой я и пригласил Алексея Владимыча, заключалась в том, чтобы научить нашу «элиту»: не надо ничего говорить, надо слушать. Выслушивать. Главное, чему должен был обучить их мой специалист по бизнес-коммуникациям - СЛУШАТЬ. Самое было бы страшное, если бы эти «элитные агитаторы от власти» вдруг стали бы ВЕЩАТЬ, агитировать.
На деле мы хотели, чтобы все эти городские директора и прочие руководители просто собрали свои трудовые коллективы и… нет, не задвинули им пламенную речугу о том, как хорош Путин, «с цифрами, фактами и цитатами из документов» (как просил один из наиболее ушлых бюрократов). А наоборот: собрали и спросили бы у людей - как идут дела, какие есть пожелания, какие жалобы, что можно было бы улучшить в работе, о чем администрация забыла или перестала обращать внимание…
Как ни странно, идея такого рода собраний большинству показалась не просто дикой, а какой-то совершенно неизвестной и несуразной, «мы так никогда не делали». Известно ведь, что наше начальство привыкло общаться с подчиненными исключительно в режиме монолога. По сути, казарма является у нас идеалом общественного устройства далеко не только для военных.
Поэтому шли тренинги туго, с очень большими «пробуксовками» - когда люди просто в упор отказывались понимать, что же от них хотят. Думаю, что только благодаря гению Алексея Владимыча из них вообще получилось что-то путное.
АВ был неподражаем. Он то впадал в гуманистический пафос, то преображался в лектора общества «Знание», то становился режиссером самодеятельного театра; наглых осаживал, робких вдохновлял, сыпал анекдотами и афоризмами - в итоге невероятным образом добиваясь того, что заскорузлые бюрократы, хамоватые начальники производств и стервозные дамы «за пятьдесят» с халами на голове веселились, как дети, радостно улыбались и с замиранием сердца, как те же дети при общении с Дедом Морозом, спрашивали: «А что, неужели И ТАК можно??»
«Можно!» - отвечал им добрый Алексей Владимыч.
Естественно, как и на всяком хорошем тренинге, не обходилось без игр. Разогретые "элитарии" охотно играли друг с другом в "агитаторов" - то есть один, скажем, директор местного ДК, изображал из себя как бы агитатора, а другой, к примеру, завполиклиникой, изображала "колеблющуюся" или, о ужас, вообще сторонницу Зюганова или там Прохорова!
И здесь тоже четко прослеживалась одна и та же закономерность: вынужденные изображать "запутинца", люди чувствовали себя зажато, скованно, говорили с трудом - как человек, который пытается идти по грудь в болотной жиже; и наоборот - стоило кому-то стать "оппозиционером" или хоть колеблющимся - человек сразу же раскрепощался, говорил легко и свободно. Сама речь "непутинцев" мигом преображалась - там появлялись интересные факты, образы, сравнения, искрил юмор... На фоне угрюмо талдычащего какую-то пургу "запутинца" любой игровой "оппозиционер" всегда смотрелся выигрышно. Исключений практически не было.
АВ не уставал разъяснять участникам тренинга их главную ошибку, которая к тому ж была проста и всегда буквально бросалась в глаза: участники брались агитировать "за путина", но НЕ ОТ СЕБЯ. Никто и никогда не пытался привести самый простой, "нутряной" аргумент - "я сам голосую за Путина - давай и ты со мной!"
Нам, как ведущим, было очевидно: наши бедные "курсанты" не делают этого почти инстинктивно; они "умом понимают", но что-то в них очень сильно противится необходимости "подписываться ЛИЧНО". Лучше произнести кучу каких-то цифр и слов, сослаться на бог весть какие "авторитеты" - но ни в коем случае не сказать "делай, как я". Почему? Да потому что само "я" не уверено ни в одном аргументе...
По итогам этих тренингов «городская элита», по нашему мнению, так и не преодолела свое - малоосознаваемое - чуть-чуть гадливое, чуть-чуть презрительное отношение к Путину. Однако большинство все ж уяснило, на мой взгляд, главное: что голосовать за Путина не надо требовать, не надо призывать. Они поняли, что, если мы хотим действительно хоть какого-то результата, то людей голосовать за Путина надо ПРОСИТЬ.
И Алексей Владимыч объяснил им, как. Сначала выслушать, потом ПРОСИТЬ. Не от имени партии и народа - от себя лично. Народ-то у нас отзывчив на ласку и уважение. И то и другое - слишком большая редкость в наших снегах.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.