Неожиданно мой любимый экономист Мовчан обрушился с огромной статьей на Грудинина, а точнее - на экономическую программу КПРФ. Дам тут большой кусок, хотя на деле это будет процентов 15 от всего текста. Однако саму идею не могу не одобрить: если уж Мовчан неоднократно приложился к программе Навального, и устно, и письменно, "выбивая из нее все дерьмо", как образно говорят американцы - сам бог велел пройтись и по красно-коричневым, а то получалось как-то несправедливо и несимметрично.
Итог, впрочем, неутешителен в обоих случаях: когда выбиваешь все дерьмо, в обоих случаях в сухом остатке ничего не остается. И это при том, что у Путина экономическая программа изначально отсутствует. Ну ладно, послушаем про Грудинина:
"Пресса активно тиражирует костяк экономико-политической программы кандидата №2 на президентских выборах 18 марта - Павла Грудинина, так называемые «20 шагов». Документ этот составлен в лучших традициях экономического нонсенса и является смесью неправильно понятых идей вульгарного народничества второй половины XIX века, «сказаний о всеобщем счастье» из доктрин диктаторов Юго-Восточной Азии и популистских речей каудильос Латинской Америки.
Скорее всего, эти «20 шагов» всего лишь отписка номинального кандидата в президенты, чья задача - получить голоса ни в коем случае не более чем 5-10% общества, готовых поверить в кашу из терминов и популистских заявлений. Но возможно, «20 шагов» - это первый (пока неуклюжий) вариант левой программы для грядущего левого поворота российской внутренней политики и экономики (тогда программа Навального - это ее неуклюжий правый вариант).
Про левый поворот (то есть переход к эмиссионному стимулированию, завершению огосударствления экономики и введению масштабных экономических ограничений типа регулирования цен, блокирования движения капитала и внешней изоляции) как естественное следствие нынешнего режима «феодальной демократии» и завершающую фазу в процессе разрушения экономики и, скорее всего, государственности России я уже не раз писал - опасность такого поворота трудно переоценить, и потому придется мне описать наиболее вероятные последствия внедрения «20 шагов» в жизнь.
Для анализа я позволил себе изъять из текста «шагов» всю воду и лозунги, оставив только конкретику. Под каждым пунктом - комментарий со сценариями последствий, куда входят также результаты взаимного влияния всех указанных предложений.
1. Смена экономической стратегии. Проведем национализацию стратегически важных и системообразующих отраслей промышленности, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, ведущих банков. Государство вернет себе монополию на производство и оптовую продажу этилового спирта.
Павел Грудинин опоздал - национализация уже активно идет. Тот факт, что в стране еще существует полторы сотни олигархов, номинально контролирующих те или иные отрасли, мало что значит - они полностью управляемы, а вся финансовая сфера и основная часть бизнеса уже принадлежат государству напрямую или через госкорпорации.
При этом государственные компании в России платят в бюджет в пересчете на рубль выручки меньше, чем частные - зря товарищ Грудинин надеется «вместо бюджета стагнации за счет национализации создать бюджет развития». Скорее наоборот - по общемировой статистике государственные предприятия имеют маржинальность почти на треть меньше частных, то есть завершение национализации унесет треть от 45% (доля прибыли в ВВП) от тех 30% ВВП, которые сегодня в России не имеют к государству отношения. Результатом будет сокращение ВВП примерно на 4,5%; сокращение доходов бюджета будет еще больше - около 10%.
Отдельный вопрос - как будет проведена национализация? Через конфискацию? Но как же тогда «справедливый суд» из следующих пунктов программы? Суд будет справедливым, но не для олигархов? А как быть с иностранными инвесторами, миноритарными акционерами, с владельцами более мелких национализируемых предприятий? Может быть, национализация будет проведена за деньги по рыночной стоимости? Тогда придется заплатить 6-8 годовых прибылей этих компаний - где взять эти средства и зачем, ведь в период президентства Грудинина такая покупка явно не окупится.
Более того, после национализации правительство встанет перед дилеммой - отбирать у госпредприятий больше, чтобы финансировать ползущий по швам бюджет, или, наоборот, давать им больше, чтобы стимулировать инвестиции и развитие. В Венесуэле решили больше отбирать, и спустя 12 лет добыча нефти упала в два раза, а общее производство в госсекторе - в три. В СССР решили больше давать и закончили тотальной архаизацией технологий и падением производительности (деньги вбухивались «ради плана»), перепроизводством ненужной, зато капиталоемкой продукции и тотальным дефицитом продукции, требующей конкурентоспособного качества и чувствительной к себестоимости.
Грудинин, судя по всему, предлагает делать и то и другое..." и т.д.
http://carnegie.ru/commentary/75576