Как-то резко общество у нас впадает в эйфорию, словно в слабоумие. Рубль сильно просевший, санкции никуда не делись, с Украиной всё крайне зыбко, доходы падают - но господствующее настроение в духе «ну слава богу, все неприятности уже позади». А, типа, еще немного - и дела и вовсе «пойдут на поправку».
При этом совершенно неясно, с чего бы. Однако на серьезный разговор рассчитывать не приходится - люди от него уходят, даже дебаты в ЖЖ и фейсбуке кипят как-то вяло, без накала и задора. На самом деле просто уже никому неохота в сотый раз повторять друг другу одни и те же доводы. Погода уже улучшается, солнце припекает, рубль укрепляется - почему бы просто не понаслаждаться моментом?
А между тем российская власть по-прежнему пребывает в остром кризисе, и пока непонятно, как она будет из него выходить. Это застарелый кризис, в свое время он уже погубил вроде бы всемогущую КПСС. Потом с ним как будто справились - и вот теперь он подбирается снова.
Иллюзия стабильности
Мне скажут, что я напрасно «разжигаю» - ведь всем вроде бы ясно, что российская власть нынче, наоборот, стабильна и сильна буквально как никогда. Однако стабильность бывает разная.
Бывают, например, люстры, стабильно и прочно висящие под потолком. Как, например, у меня: висит себя люстра и висит. Один я знаю, что в месте крепления к потолочному крючку она просто свободно подвешена. Там надо было ее закрепить - но она не закреплена; я уже не помню почему - то ли мне было лень, то ли не нашелся соответствующий болтик. В общем, она стабильна, но не закреплена.
Казалось бы - ну и что? Землетрясений в моем городе не ожидается, башкой ее никто не заденет - высоко; собственно сила тяжести, направленная строго вниз, ее с крючка точно не сорвет. Однако, если ко мне в квартиру (что маловероятно) вдруг придут какие-нибудь малолетние дети, которые (что еще более маловероятно) вдруг затеют, скажем, игру в мяч… Тогда мяч может случайно попасть в люстру, раскачать ее, и… ох, мне даже стало мимолетно жаль маленького безобразника.
Проблема в том, что «стабильность» российской власти - той же примерно природы, что и стабильность моей люстры. Она будет висеть хоть вечность - но только если ее не будут ненароком раскачивать. А если случайно раскачают - она слетит очень легко, потому что не закреплена. Болтик один, очень нужный, то ли не нашли, то ли поленились вставить.
Проблема легитимности
Что же может угрожать нашей такой стабильной, такой всенародно любимой власти? Да та же проблема, что и у позднего совка: недостаток легитимности. Проще говоря - никто точно не знает, а почему, собственно, мы все должны подчиняться именно вот этой вот «вертикали власти».
Это ведь не монархия, за которой стоит вековой авторитет традиции и церкви. И это не сильная идеологическая шайка фанатиков, сумевшая всех (или большинство) заразить какой-нибудь сумасшедшей верой - в величие Нации, победу Коммунизма во всем мире или еще какой бред.
Да, мы наблюдаем последнее время все более лихорадочные попытки действующей власти подсунуть под себя подпорки в виде хоть какой Традиции, Нации или Веры. Тут и шабаш попов с кадилами, и срочное внедрение Закона божьего в школе, и «Русский МiрЪ», и Третий Путь… но все это выглядит, если честно, довольно жалко. Потому что в российской власти (как, кстати, и в КПСС в 80е годы) - не какие-то там фанатики, «люди чести» и собиратели земель русских, а все-таки обычные циники и материалисты, которые в обществе патентованных сумасшедших чувствуют себя, при всем цинизме, тоскливо и неуютно.
Партийные бонзы 80-х в конце концов пришли к тому, что в поисках утраченной легитимности надо бы опереться на демократию. Так, чтобы иметь основания заявить: «мы правим вами потому, что нас выбрало большинство населения, так что заткнитесь и выполняйте!» КПСС попыталась стать «правящей демократической партией» - но тут же потеряла власть, так как за нее банально не стали голосовать.
Теперь подобная же проблема встала перед новой правящей кликой (которую связывают с именем Путина). «Путинцы» вроде как научены горьким опытом КПСС («эти дураки из-за дурацкой демократии оказались у разбитого корыта, мы будем умнее!») - поэтому они постарались всеми возможными способами - не только через СМИ, но и, главное, «реальными делами» - максимально дискредитировать саму идею демократии в глазах населения.
Многое ребятам удалось - циники часто бывают талантливы. Народ и впрямь в массе сильно разочаровался в выборах как таковых, о чем прежде всего и наиболее красноречиво свидетельствует год от года падающая явка избирателей на выборы всех уровней. Люди попросту не хотят голосовать - не видят в этой процедуре смысла. А «самые умные» еще и подводят под такое нежелание базу - мол, «демократия вражеское изобретение», «она чужда русскому Духу» и еще 1001 причина.
Однако разочарование в выборах размыло и саму основу «власти циников». В самом деле: если все выборы - фальшь и обман, а собственно идея демократии порочна и не подходит истинно русским людям (тм) - то почему, собственно, государством управляет Путин В.В., а не, скажем, Пупкин А.А.? Только потому, что Путин В.В. там УЖЕ СИДИТ, в отличие от неведомого Пупкина?
Это и есть вышеописанный «эффект люстры» в чистом виде. Власть Путина может сохраняться сколь угодно долго… в отсутствие колебаний. А если вдруг колебания, они же волнения, вдруг начнутся - у людей очень быстро возникнет один из трех коронных русских вопросов: не «кто виноват» и не «что делать», а «А ты кто такой??!» Когда русский человек в возбужденном состоянии, у него последний вопрос намного популярнее первых двух.
Социологи - последняя опора режима
В ситуации массового неверия в честность и саму правомерность выборов; в ситуации, когда глава Центризбиркома Чуров имеет репутацию главного прохиндея, а механизмы фальсификаций («вбросы», «карусели» и т.п.) знают и дети - в стране странным образом остается источник подлинной информации о политических настроениях общества. Это, как ни странно, социологи, проводящие «репрезентативные социологические опросы».
То есть о том, как именно врет и подтасовывает результаты «чуровская машина фальсификаций» мы имеем представление, работа избиркомов после памятных волнений 2011-12 гг. попала в фокус общественного внимания и вызвала массовое возмущение. На этом фоне о том, кто такие «социологические службы», как они работают и почему, собственно, им можно доверять, не знает никто. Причем - и не интересуется.
Мы имеем дело с феноменом. Масса людей в стране уверена, что партия «Единая Россия» в действительности не набрала большинство голосов при выборах в парламент; значительное число граждан усомнится, что Путин на самом деле победил на выборах 2012 года уже в первом туре. Однако при этом те же люди практически свято верят в то, что сначала 82, потом 83, а теперь уже и якобы 86% «поддерживают Путина и проводимую им политику». Откуда они это знают?? А им «социологи сказали».
«Ведущих социологических служб» в стране три: ФОМ, ВЦИОМ и Левада-Центр. Как они собирают данные? Почему им можно верить? Этого никто не знает, это просто принимается как факт. Известно лишь, что социологи опрашивают 1-1,5 тыс., редко 2 тыс. человек по стране - после чего и сообщают, как думают о Путине, о политике и вообще обо всем на свете все 100 млн. россиян.
Действительно ли наши социологи кого-то опрашивают? Неужели опроса 1500 достаточно? Может быть, надо бы опрашивать больше? Все эти вопросы считаются неприличными, их никто и не задает. Да и как проверить?
Сами социологи в ответ будут ссылаться, конечно, на какие-то «математические модели», «распределение хи квадрат» и прочую заумь, а также клясться и божиться, что у них работают суперпрофессионалы по сбору анкет, в пьяном виде никто числа в таблицы не вбивает, а про давление властей они и слыхом не слыхивали…
Наверно, можно было бы попросить у социологов анкеты, на основании которых они делают свои таблицы. С другой стороны - что это даст?! Ну, дадут пачку листов с пометками… Наверно, надо взять у них адреса тех 1500 человек, которых они якобы опросили - и опросить еще раз; тут-то, может быть, обман и вскроется! Что никого они на самом деле не опрашивали, а только циферки рисовали!!
Теоретически это, конечно, возможно - но на практике, понятно, никто подобного «аудита» социологических служб не проводит.
Хм… А ведь и правда, серьезный вопрос: как же проверить, врут эти самые социологи или говорят правду?? Как, черт возьми, этот вопрос решается на прогнившем Западе (хоть мы его и не любим теперь)?!
Вы, как говорится, будете смеяться, но на Западе один из основных способов «проверки» социологов - это… итоги выборов. Гипотетический пример: если социологическая контора предсказала, что на выборах победит условная Хиллари с перевесом в 10%, а на деле победил условный Маккейн с перевесом в 20% - тогда к конторе у граждан и клиентов возникнут ВОПРОСЫ. И контора может даже разориться!
Оно и понятно: в конце концов, выборы - это тот же «опрос», только проводимый одновременно на сотнях тысяч, а то и десятках миллионов «респондентов»; логично, если работа социологов поверяется итогами другого опроса, более массового и куда более жестко контролируемого!
У нас, однако, ситуация зеркальная, а точнее - вывернутая наизнанку. У нас нынче не выборами поверяется деятельность социологических опросных служб, а ровно наоборот: будущие результаты выборов хотят «подтвердить» соцопросами! Мол, чему удивляться - мы же заранее «знали», что российскую власть и лично Путина поддерживают 86%!
Все это как раз оттого, что степень доверия собственно выборной процедуре упала в обществе до уровня «ниже плинтуса».
Под контролем ФСБ
В текущей ситуации очевидно, что соцопросы (и, соответственно, придворные социологи) - при полностью дискредитированной выборной системе - неожиданно превратились едва ли не в главную опору режима. Откуда еще, собственно, обществу узнать, что оно по-прежнему нежно любит своего вождя? Только от социологов.
Но тут и опасность. Представим, что завтра некая «Независимая социологическая служба», а еще лучше - «Гэллап-Раша» вдруг выступит с результатами «нового опроса» «всех россиян по репрезентативной выборке», где и сообщит, что, дескать, «цифры доверия В.В.Путину оказались значительно ниже ожидаемых» - скажем, «всего» 59%.
А через месяц - еще «данные опроса», с заголовком типа «доверие В.В.Путину стремительно снижается». И данные типа «доверяют только 45%». Еще через месяц - 34%, с пояснением типа «на фоне перебоев с пенсиями и зарплатами рейтинг главы государства особенно резко упал в Пензенской, Ульяновской и Тамбовской областях».
(известно ведь, что чем больше детализация, тем выше степень доверия к информации)
Думается, что для «молодой российской автократии» это будет не просто удар - это будет катастрофа. Поэтому понятно, что никакой «самодеятельности» в российской социологии просто не может быть.
Ее и нет.
Однако как долго можно опираться на эту «скрепу»? Три прохиндейских организации как основа всей махины российской государственности - разве это не смешно? Очевидно, что виртуальные «86%» никак не могут стать тем самым укрепляющим болтиком для нашей люстры.
Кризис легитимности вот-вот перейдет из скрытой в открытую фазу. Для этого нужно немногое - всего лишь наступление второй фазы кризиса. И услышат наши правители сакраментальный вопрос, что характерно, из уст своих нынешних самых горячих сторонников. Самый страшный вопрос для российской власти: «А ты кто такой?!»