Французские студенты, когда они в конце 60-х проедали плешь старику де Голлю, говорят, бегали по Парижу с плакатами «Запрещается запрещать!» У нас в РФ последние годы набирает силу классическая реакция, самого густопсового толка, очередной «Победоносцев над Россией простер совиные крыла» - и порой кажется, что нынче кругом разъезжают чиновные «ауди» с незримыми плакатами «Запрещается разрешать!»
Узколобые держиморды давят со всех сторон. Откуда они появились сразу и в таком количестве? Почему вдруг столько дебилов разом обрели право голоса? Железняки какие-то, некий абсолютно карикатурный уже придурок с щедринской фамилией Пожигайло (бывший генерал РВСН, который предложил запретить в школе Булгакова и Салтыкова-Щедрина)… А феноменальный фрик по имени «депутат Милонов»?? И их ведь тьмы и тьмы. Откуда свалился на нашу голову весь этот парад уродов? Что, опять Путин во всем виноват?
Путин, понятно, решил опереться на этот слой - но ведь очевидно, к сожалению, что узколобые держиморды ощущают у нас в стране поддержку не только сверху, но и снизу. Из толщи, так сказать, народной. Что-то нашим людям видится родное в деятелях со свиными глазками, хамской рожей и единственной извилиной, точнее, щедринским «органчиком» в голове, играющим одну фразу - «Запррретить и не пущать!!»
И что же? Я думаю, в основе этой народной любви к держимордам лежит НЕЛЮБОВЬ К УМНИКАМ.
Попросту говоря, зависть. Русский народ вообще завистлив. Нашел, кстати, целое исследование на этот счет:
«Не образованные классы заражают свой народ пороком зависти, а напротив: потому что завистлив "русский мужик" (самый распространённый вплоть до середины двадцатого века тип "русского человека"), склонность к обусловленным завистью психологическим реакциям становится типичной для всего общества. Повышенная завистливость среднего русского человека (к какому бы классу он не принадлежал) имеет свои истоки в завистливости мужика. Тогда нужно признать, что завистливость является не болезнью сегодняшней эпохи, а древней и глубоко укоренённой чертой нашего национального характера. По-видимому, сравнивая поведение своих соплеменников с поведением представителей других наций, мыслящие русские люди пришли к выводу, что "наш русский мужик" в среднем более завистлив, чем другие доступные наблюдению "мужики". Правда, с развитием общества, с переходом мужиков в иные - более высокие - общественные разряды эта черта несколько ослабевает, однако она всё ещё оказывает сильное влияние на психологический склад и поведение всего нашего общества».
http://www.lebed.com/2007/art4950.htm Основная мысль понятна: в основе русской зависти лежит - общинное в своей основе - представление о «нулевой сумме». То есть - общая сумма всех благ, находящихся в распоряжении общества, по большому счету неизменна. И если кто-то получает благ ОЧЕНЬ МНОГО, то остальные, естественно, получат МЕНЬШЕ.
Это, по-видимому, общее следствие скудости северной природы. И даже, скорее всего, является свойством вообще северных народов, а не вовсе не только русских. Взять хоть тех же скандинавов - норвежцы, шведы… И там страны славятся буквально запредельным уровнем налогообложения «богачей». 80, а то и 90% ставки подоходных налогов! Что это, как не институционализированная ЗАВИСТЬ?
О чем, собственно, сообщает общество, говоря, что с некоего уровня доходов на них будет 80% налога? Это, очевидно, сообщение, что зарабатывать «слишком много» ЗАПРЕЩЕНО. «Община» северных государств внимательно следит, чтобы там не было «слишком богатых».
В уже цитированной статье есть хорошее объяснение этому: «Если общинный луг таков, что на нём могут кормиться по две (в среднем) коровы с каждого крестьянского двора, то наличие в чьём-то хозяйстве пяти коров должно вытеснить три чужих коровы с пастбища. Учитывая, что нижний предел благосостояния мужика находится на грани физического выживания, появление у кого-то излишков вытесняет другого крестьянина из жизни или, по крайней мере, лишает его хозяйственной самостоя-тельности, превращает в неполноценного человека. И это, считают крестьяне, несправедливо».
Вот так вот - «несправедливо». Отсюда и повсеместный в наших пенатах интерес к «коэффициенту Джини» - разнице в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных. Почему-то ведь многие люди ЛИЧНО глубоко уязвлены тем, что у какого-нибудь Абрамовича доходы в сотню тысяч раз превосходят их собственные. Хотя, казалось бы - им-то что? Абрамович ведь не их деньги тратит, так какая разница?
А суть в том, что люди, «народная толща», действительно внутренне убеждена, что «умники» типа Абрамовича тратят ИХ деньги. Точнее - что они «отъели» непропорционально большой кус от некоего «общего блага» - и теперь ПОЭТОМУ они сами живут скуднее, чем могли бы!
В этом корень русской зависти. Он очень глубоко пророс, этот корень. Он растет из скуднейших условий жизни русского крестьянина, когда он собирал, ценой жесточайшего напряжения сил, свои урожаи «сам-три», и малейший погодный сдвиг означал неминуемую гибель его детей или же его самого. В тех условиях тот, кто слишком «сдвигал баланс», «хапал» себе «слишком много» ресурсов - действительно «подставлял» других, менее удачливых.
Ведь и русская же отзывчивость, готовность поделиться последней рубашкой с пострадавшим, с погорельцем, вообще помогать в беде - она ведь из того же корня, что и русская завистливость. Тут то же общинное сознание - то есть стремление «сглаживать пики». Богатого - подпалить, бедному - скинуться всем миром на избенку и наскрести мучицы, чтоб не подох, бедолага, с голоду.
Только до нашего человека очень туго доходит мысль насчет РАСШИРЕНИЯ общественного богатства, «увеличения пирога». Это, видимо, более ЮЖНАЯ, а точнее - ЗАПАДНАЯ мысль. В соответствии с «западным» подходом «умники», богатея, не забирают себе «чужую долю» общих благ, а расширяют, увеличивают общий пирог.
Но в каждом из нас - гены поколений тех северных крестьян на подзолах в Нечерноземье. У нас именно поэтому идеалист Бухарин с его дурацким лозунгом «Обогащайтесь!» был обречен, даже без Сталина. Сталин просто чувствовал тренд. Как сейчас Путин, реализующий тот же запрос «окороти умников!»
Рейдеры, обирающие «шибко умных» буржуа, бандиты, пускающие кровь тем богатеям, чиновники, орущие «не положено!» - это всё люди, рожденные ЗАПРОСОМ народной массы. Это бурлит вековая ЗАВИСТЬ.
И ведь, надо сказать, что «умники» в целом подтверждают смутные ожидания массы. Чувствуя эту глубокую, нутряную ВРАЖДЕБНОСТЬ - они ведь правда норовят не столько «расширять общественное богатство» в стране, сколько норовят СЛИНЯТЬ к чертовой матери с тем, что удастся, в когтях. Забавно то, что они ведь и впрямь уменьшают долю общественного пирога - во всяком случае, Абрамович делает «Челси» в Лондоне, а не в Мытищах.
Это и есть корневое противоречие общества, раз от разу ведущее страну к краху. Зависть масс рождает запрос на бандитов и держиморд, те и другие не замедляют с появлением; умники под давлением разбегаются, прихватив (как про них и думали) значительную часть общественного богатства, не пожелавших бежать ловят и убивают.
В итоге общественное богатство так и не вырастает. Сумма так и остается нулевой.