Что тебе подарить?

Jan 23, 2013 17:35

Я привык отвечать на этот вопрос формулой, усвоенной как бы еще не в советском детсаду - «Книжка - лучший подарок!» Однако что-то последнее время чередой идут всякие юбилеи, свадьбы, дни рождения, и близкие начали требовать больше креатива. А и в самом деле - что дарить-то взрослым людям, а? Тут задумаешься.

С одной стороны, понятно, что ключи от нового «Бентли» или хотя бы малогабаритной квартирки - прекрасный подарок во всех отношениях. Но на это, скажем так, не всегда хватает средств. С другой стороны, бритвенный набор для мужика или флакон духов для женщины - тоже своего рода классика, однако и она не всегда выручает. Особенно, если бритвенный набор ты уже дарил этому же юбиляру и в прошлом, и в позапрошлом году. В конце концов, нужно ведь какое-то разнообразие!

Да и с духами для женщин - засада: тут ведь надо четко представлять себе вкусы данной особы в отношении ароматов! А как это сделать, если не состоишь с нею в интимных отношениях? Да даже если и состоишь…

Можно, конечно, дарить деньги или, как это теперь модно, «подарочные сертификаты» от всяких магазинов. Однако это пошло. Вообще, любое дарение денег слишком похоже на милостыню, а потому, как ни крути, унизительно; деньги можно дарить разве что своим врагам, например, теще (шутка).

В общем, я решил подойти к проблеме концептуально. Ломать голову в каждом отдельном случае над подарком - это свободного времени не останется! Надо выработать некий единый целостный подход к проблеме дарения.

И вот, если посмотреть на проблему в целом, мы увидим интересные вещи.

Во-первых, разберем собственную мотивацию - мотивацию ДАРЯЩЕГО. Чего ради мы кому-то что-то дарим? Сразу отбросим, как нерелевантную, мотивацию «подарка» как подкупа и «подарка» как милостыни. И то и другое, строго говоря, никакой не подарок, а именно что подкуп (взятка) или милостыня. То есть все ситуации «подарков» начальству или бедным родственникам из рассмотрения исключаем: тут ломать голову не над чем - давайте башли в конверте, и будет вам счастье.

Тогда что остается? Рассмотрим мотивацию «сделать человеку приятное». Это уже ближе. Некий человек мне лично симпатичен, есть повод сделать ему приятное - я делаю. Очень хорошо. Вопрос - как? И вот тут я вижу два основных подхода: назовем их «карнегианский» и «авторитарный».

Карнегианский подход сейчас господствует. Вообще, наше общество можно считать отравленным Карнеги - к такому выводу я пришел уже довольно давно. Речь, понятно, о Дейле Карнеги - американском авторе, который проник в нашу страну еще в девственные советские времена через самиздат и самодеятельные переводы, расходился в списках и был популярен почти так же, как такая же «списочная» Кама-Сутра. Самая его знаменитая книга - «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Едва ли ошибусь, если скажу, что в свое время - на излете Перестройки - этот незатейливый набор «бытовой психологии для бедных» стал аналогом «Что делать?» Чернышевского для пылких юношей царской России. Как Чернышевский за сто лет до того, Дейл Карнеги «глубоко перепахал» миллионы советских читателей.

При этом суть нехитрых откровений старины Дейла весьма проста: он всего лишь обращал внимание читателей на то, что в общении с другими людьми надо больше говорить и думать о собеседнике, а не о себе. И эффект будет поразительный! Перенести акцент с себя и своих проблем на собеседника и его проблемы - эта мысль разорвалась бомбой на всем постсоветском пространстве.

И до сих пор оказывает воздействие на умы. Переняли мы ее, правда, в фирменном «православном» духе - то есть по преимуществу форму, а не содержание. Большинство усвоило лишь, что при общении надо ДЕЛАТЬ ВИД, будто ты интересуешься делами собеседника; это, мол, такая народная примета, которая обещает удачу в делах.

Однако в «подарочной» сфере, которую мы здесь рассматриваем, карнегианский подход однозначно господствует: считается, что надо как бы угадать желание одариваемого и подарить ему именно то, о чем он сам втайне мечтает и что любит.

Противоположность карнегианскому - старый, заклейменный «устаревшим», эгоистичным и дикарским подход к дарению, который я назвал «авторитарным» - то есть дарить то, что тебе самому нравится, от чего ты сам приходишь в восторг и был бы не прочь, если такое подарили тебе самому.

И вот тут-то и кроется подвох. «Карнегианское» дарение, по моему глубокому убеждению - ничем не оправданная амбиция и, что хуже, серьезная экзистенциальная ошибка! Во-первых, «угадать» то, о чем человек «на самом деле» мечтает, чего он по-настоящему хочет - вовсе не так просто, как кажется. Если даже вы точно знаете, что человек, к примеру, любит вафельные торты - вы ведь никогда не узнаете точно, какие именно оттенки вкуса или запаха ему особенно милы. А главное - вы не можете знать точно, чего он хочет «на самом деле», потому что чаще всего сам ваш одариваемый об этом не имеет точного представления!

И этот момент особенно важен. Ведь главная проблема нашего времени - это уже не удовлетворение желаний, неважно сколь изысканных, а наличие этих самых желаний! Как правильно пел Гребенщиков 20 лет назад:

«Их дети сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть».

«Их дети» - это как раз мы и есть. У нас «смерть желаний, годы и невзгоды». Допустим, я собираю марки с детства, и мне притащат в подарок какую-то особо редкую марку. НУ И ЧТО? Что это добавляет к моему миру? Мне ведь эти марки уж лет 10 как осточертели, только я все еще боюсь в этом сам себе признаться - боюсь остаться вообще БЕЗ ЖЕЛАНИЙ. Что страшно.

Суть в том, что авторитарный подход к дарению - единственно правильный. Когда ты даришь то, что тебе самому нравится - ты даришь СВОЕ ЖЕЛАНИЕ. Тем самым хотя бы чуть-чуть раздвигая мирок, в котором живет Тот, Кому Ты Хочешь Сделать Приятно.

И неважно, что ты ему даришь любимый сорт дорогого кофе, а он всю жизнь пьет чай: выпьет, если захочет попробовать новую краску жизни.

Если же новые краски одариваемому не нужны - ему уже ничего не нужно. Подарим бедняге рамку для фотографии с непромокаемым покрытием - она будет прекрасно смотреться на его/ее надгробном постаменте.
Previous post Next post
Up