Стивен Кинг до последнего времени прочно ассоциировался у меня с донельзя мрачными и безысходными рассказами о каких-то вымороченных клерках, у которых почему-то через одного трудности с мочеиспусканием, переживаемые безнадежно и подробно. В силу общей гнусности жизни неизбежная смерть не доставляла им слишком большого неудобства, однако чтение это никак нельзя было назвать аппетитным.
Тем не менее, в последние пару месяцев неожиданно "запал" на его цикл "Темная Башня". Особенно хорошо шли все эти необъятные тома в недавней командировке, долгими зимними вечерами после трудового дня в одиноком люксе провинциальной гостиницы... Я на самом деле не такой уж большой поклонник Кинга. Тут у меня как и с аналогичными фильмами в жанре "хоррор", то есть с ужастиками. Я их не люблю, потому что боюсь. Наверно, слишком развито воображение.
Но "Темную Башню" полюбил, так как она как раз нестрашная. Несмотря на традиционное для Кинга нагнетание всяких мрачных событий и вообще предчувствие апокалипсиса, в этом цикле автор определенно настроен добродушно и, в общем-то, оптимистично. Что и подкупает.
Я, собственно, прочитал уже все тома, кроме последнего. Увы, должен признать, что и Кинг, как и наши "сериальщики" типа Вадима Панова или какого-нибудь Гая-Юлия Орловского, тоже, зараза, не избежал главного соблазна популярного литературного халтурщика - "гнать листаж". Все тома воистину безрамерны, но последние уже явно стоило бы подсократить. Мне, вообще говоря, из первых шести понравились только два - первый ("Стрелок") и "Волки Кальи". А самый неудачный, пожалуй - это тот, который я только сейчас еле-еле осилил - "Песнь Сюзанны". "Песнь", откровенно говоря, производит впечатление полной халтуры - когда читатель посреди книги вдруг с ужасом осознает, что автор уже давно и прочно сам перестал понимать, что именно и зачем он пишет.
Но не знаю - может, последний роман серии, "Темная Башня", компенсирует все накопленные "косяки"? Надежда у меня сохраняется. Хотя, честно говоря, даже не представляю, чем и как этакую САГУ можно было бы закончить. Замах уж больно у него большой получился- как Кинг вывернется?
Вообще, если уж "положа руку на сердце" - слабо всё это. Что-то живое есть только в тех двух томах, что я назвал, а все остальное - механика. Видимо, для саги Кингу все-таки не хватило эпичности мировосприятия. Есть у меня подозрение, что подлинно переживаемая Кингом вечность давно описана Достоевским в виде "баньки с пауками по стенкам". Когда в душе почти уверен, что мир устроен именно ТАК - писать про Розу, Башню и Лучи особенно трудно.
Но Кинг хотя бы попробовал. Так что, безусловно, честь ему и хвала. Я, однако, пока что все равно склоняюсь к Перумову.
UPD. Отдельно, пожалуй, надо сказать о переводе. Я читаю последнее издание, АСТ. Переводил некто Вебер, и перевод, судя по всему, жуткий. Меня, к примеру, три тома подряд бесит обращение Сюзанны "сладенький". Видимо, это так передано honey, но ведь это ужас! И это только самое яркое...