Итак, главное в жизни такого большого города - это, конечно, транспорт. А главный транспорт - это, конечно, метро. Особенно такое, как в Сеуле. По мнению разных источников, тут не то 9, не то 10 линий. Но на самом-то деле их 16 :) Просто часть из них обозначена цифрами, а часть - те, которые не пересекают весь город, а обслуживают какой-то район - словами. А вот те, которые пересекают, делают это настолько успешно,
что из конца в конец можно ехать несколько часов. Дело в том, что в единую систему объедины подземки Сеула, Инчона (включая с недавних пор и аэропорт, который вообще находится на острове!) и других городов-спутников. В результате, к примеру, в аэропорту можно сесть в метро и, совершив три пересадки, проехать ровно 150 км до Чунчёна, что должно занять 162 минуты. Да... Выглядит схема метро так:
Но ориентироваться легко: везде опять-таки есть схемы и карты, станции и выходы пронумерованы, маршруты размечены, в общем, велком! Остановки объявляются по-корейски и по-английски, на некоторых линиях в вагонах есть электронные табло с информацией опять-таки на двух языках, а на некоторых еще лучше - схема данной линии, на которой загораются лампочки на соответствующих станциях. Вагоны значительно шире и просторнее, чем российские, и можно спокойно перемещаться из вагона в вагон, не во время движения. Над сиденьями есть полочки для газет, где их многие оставляют (а многие подбирают - наверно, хорошо для экологии, но не очень для медиа-магнатов :). А "держалки" для стоящих пассажиров висят на разной высоте - вот это просто гениально. И просто :)
Добавьте к прочим удобствам сеульского метро (невероятное покрытие, скорость, комфортабельность) еще и чистоту, изящный дизайн (
вот тут есть занятные фотографии интерьеров) и дешевизну: поездка в пределах 10 км стоит 900 вон, т.е. 0,83 доллара или 23 рубля. И становится понятно, почему оно вызывает такой восторг у приезжих (не будем забывать и о
туалетах...) А здесь ведь еще проводятся концерты и всяческие перфомансы...
Естественно, у метрополитена Сеула есть
сайт. Как положено, с интерактивной картой, объявлениями об этих самых концертах и перфомансах и подробнейшей технической информацией (об
одержимости цифрами речь уже была). Так, тут можно узнать, что длина вагонов 19,5 метра, высота - 3,75, а вот вес зависит от типа вагона - например, на линии 2 вагоны типа MC весят 41,5 тонны. И еще много всяких цифр и букв про мощности, скорости, типы питания и т. п. И еще тут есть
прекрасные инструкции по пользованию метрополитеном и культурному в оном поведению. Инструкции проиллюстрированы картинками, но совпадают с текстом они не всегда. Особенно меня порадовала рекомендация не сидеть положив ногу на ногу :)
И еще из связанных с метро впечатлений: на многих станциях (пока на всех, где я была) пути отгорожены от перрона стеклянной стеной с раздвижными дверями. Мне это показалось настолько необычным, что я сразу же сфотографировала:
И вот через несколько дней на одном из сайтов с отзывами про Корею читаю: "Часто рельсы отделены от перронов низкими металлическими заборчиками или стеклянной стенкой - по принципу, как в Питере..." (
отсюда) В общем, мы с москвичами все-таки мир видим как-то по-разному :)
Помимо метро, есть, конечно, еще автобусы и такси. На автобусах пока ездить мне не приходилось, знаю только, что они бывают зелеными (с короткими внутрирайонныйми маршрутами), синими (с маршрутами подлиннее) и желтыми (междугородние). Радуют, конечно, четырехзначные номера маршрутов типа 2220. А вот с такси дело иметь уже пришлось, меня на нем возили в иммиграционную службу оформлять местную регистрационную карточку. Первый таксист, правда, привез нас немножко не туда - в Refugee Center, хотя, вроде, на беженку из Северной Кореи я не очень была похожа, даже после бессонной ночив самолете :) А во втором такси я (все та же бессонная ночь, да!) оставила свой рюкзак со всеми документами, деньгами, карточками и телефонами. Но ничего страшного не случилось, и сопровождавшие меня девушки не выразили ни малейшего беспокойства (не говоря уж про недовольство по поводу моего раздолбайства). Они просто набрали номер телефона компании, который (естественно!) был указан на выданном таксистом чеке (а оплата, естественно, карточкой), оператор немедленно связался с таксистом (его номер, естественно, тоже был в чеке), и тот вернулся и привез мне рюкзак. Все это заняло максимум пять минут. ЧП, короче, не вышло :)
Такси в Сеуле дешевое - посадка стоит 2400 вон (около 60 рублей), а сами километры вообще какие-то копейки. Правда, говорят, что есть какие-то мифические большие черные такси, которые стоят гораздо дороже, и их нужно избегать. Я и избегаю - пока даже ни одного не видела. А вот нестрашных оранжевых и белых такси полно, и у меня на всякий случай в кошельке лежит бумажка, на которой по-корейски написан адрес общежития. И если я заблужусь и безнадежно потеряюсь, я смогу взмахнуть рукой, сесть в такси, показать эту бумажку водителю и попасть домой. Но, боюсь, вряд ли у меня будет шанс опробовать эту возможность. Во-первых, всегда где-нибудь неподалеку есть карта, а по ней нетрудно найти ближайшее метро. Во-вторых, всегда кто-нибудь норовит помочь тебе найти дорогу. Кроме того, на всех такси написано: ask for free interpreting. Это значит, что даже если таксист не говорит по-английски, можно произнести заветную фразу, и он наберет телефон специальной бесплатной переводческой службы (русский язык там тоже есть!), и вам помогут установить взаимопонимание. И, естественно, у него стоит GPS навигатор, чтобы найти искомый пункт назначения. Ну как тут пропасть?!
В общем, жить в большом городе Сеуле на редкость удобно и хорошо. Боюсь привыкнуть :)