МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ (1)

Jan 20, 2017 14:49

Просвещение в широком смысле понимается как распространение знаний. Сегодня, благодаря интернету, вопрос доступности общекультурного знания снят с повестки дня. Приходится, однако, с горечью признавать, что «свет знания» рассеивается в тучах низкопробных мнений. И дело здесь не в свойствах информационного шума, а в «человеческих характеристиках».

«Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Первичным и главным знанием должно быть знание об этой мере, знание человека о себе, о себе любимом. Я задачу просвещения понимаю именно так, в узком смысле. Прежде всего надо избавиться от иллюзий относительно самих себя.

1. Природа человека

В Википедии (статья «Человек») читаем: «По настоящему научным в строгом понимании изучение человека начинается со 2-й половины 19 века... К настоящему времени не осталось характерной стороны человека, как биологического существа, социального существа и как личности, не охваченной специальными научными исследованиями... Стала очевидной необходимость единой науки о человеке, предметом изучения которой является человек».

Утверждается, таким образом, что мы обладаем большим набором разрозненных знаний, но не можем по существу ответить на вопрос: “Какие качества определяют человека? Какова его природа?”. «Среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой» (статья «Природа и сущность человека»).

Кто-то усомнится в компетентности этих текстов Википедии. Уверяю вас, другие источники не скажут вам что-то более утешительное о целостном понимании человека. За полтора столетия наука не смогла определить надёжные “реперные точки” антропогенеза. Повторю: не стоит питать иллюзий относительно целостного знания о развитии человека (антропоонтогенез). И добавлю: в таком же состоянии наше понимание предмета под названием “общество” (антропофилогенез). Теоретические модели общей антропологии “висят в воздухе”.

2. Происхождение человека (биологическая эволюция)

Научных объяснений появления человека на земле два (креационизм позвольте проигнорировать). Первое -- человек произошёл непосредственно от обезьяны (эту версию защищал Дарвин). Второе -- человек возник не непосредственно от обезьяны, а от посредствующего вида - обезьяночеловека (Геккель и Фохт). Сторонники Дарвина получили подавляющее численное преимущество над оппонентами. Однако убедительный механизм превращения обезьяны в человека они не нашли.

А вот усилия сторонников Геккеля и Фохта через столетие были вознаграждены. На базе разнообразных новых данных наш соотечественник Б.Ф.Поршнев сумел превратить идею Геккеля-Фохта в теорию и исследовательскую программу. Он открыл и обосновал последовательность психологических новообразований, перекрывающих “декартову пропасть” между животными и человеком. http://psylib.org.ua/books/porsh01/index.htm

Эволюционный отрыв от обезьяны был совершён в “два хода”. Миллионы лет ушло на появление и совершенствования механизма интердикции семейством троглодитид (условно -- от австралопитека до неандертальца). И одно мгновение по эволюционным меркам -- на наращивание защитной интердикции до интердикции наступательной (суггестии) у отпочковавшегося от троглодитид Хомо Сапиенса.

Интердикция (инстинкт) -- способность вырабатывать сигнал, останавливающий действие “партнёра” другого вида. Очевидна практическая польза этой способности, обеспечивающая защиту себя (своих) и экспансию на чужую территорию. Именно интердикция с её потенциалом психической экспансии лежит в основе эволюционной линии к человеку, а вовсе не разнообразный арсенал обезьяньих свойств (типа подражания), как думают последователи Дарвина.

Суггестия (инстинкт) -- результат совершенствования инструментов интердикции, способность выработки сигналов, обеспечивающих тесный контакт (симбиоз) с разными животными и птицами. Их приручение резко расширило возможности экспансии, обеспечило выход из специализированной экологической ниши троглодита, превратило Сапиенса в животное всеядное и универсальное.

Итак, где-то сто-двести тысяч лет назад Хомо Сапиенс выделился из семейства троглодитид. Он быстро занял место “Царя зверей” на вершине пищевой пирамиды и успешно адаптировался с помощью приручаемых “братьев меньших” к условиям среды в доступных регионах земли. Не было, казалось бы, никаких предпосылок к каким бы то ни было дальнейшим изменениям. Однако превращение Царя зверей в первочеловека состоялось. И вроде бы несложно понять “как это было”.
Previous post Next post
Up