В ОТВЕТЕ ЗА ВСЁ

May 13, 2016 08:48

И.Валитов
http://www.odnako.org/almanac/material/chelovek-kotoriy-v-otvete-za-vsyo/
Традиционно за социальное целое отвечала аристократия. По своей функции она была обязана иметь представления об этом целом и заботиться о его воспроизводстве. Именно аристократия обеспечивала институт государства необходимыми кадрами... Различие и сложность функций разных людей в социальном организме были всем очевидны и не подвергались сомнению.
Первые буржуа (Флоренция, XIII век) уничтожили функцию ответственности за социум в целом, породив демократический принцип коллективной безответственности.
Сегодня мы хотим, чтобы всё делали другие, но при этом - чтобы у нас всё было и нам за это ничего не было... Если я чего-то жду от другого человека, это означает, что я сам не собираюсь этого делать. Формирование ожидания есть одновременно делегирование каких-то функций другим людям. Чем больше я рассчитываю на других людей, тем меньше моё реальное участие в общественной жизни, тем меньше меня самого... Раздражение в таком социальном мире будет расти, и направлено оно будет всегда на персон вне меня.
Реже встречается другой тип самоорганизации: поведение человека определяется вопросом «что другие люди ждут от меня?». Очевидно, что в части реализации это гораздо более сложная формула, требующая от меня развитых интеллектуальных функций - как минимум понимания и рефлексии. Фактически я должен разобраться с этими ожиданиями и перевести их далее в требования к себе. Я должен вырастить в себе востребованные функции и встроить их в социальную организацию... Однако это ничуть не приближает к способам жизни, дающим шанс на спасение человеческого мира. Моя готовность служить другим людям и корпорациям, отдавать себя и свою жизнь их интересам может быть для мира в целом точно так же губительна. Коллективный эгоизм ничем не лучше индивидуального.

Д.Леонтьев
http://www.ng.ru/stsenarii/2015-10-27/9_freedom.html
Проблема свободы и ответственности - это не абстрактная философская проблема, это проблема жизненная, проблема в каком-то смысле выживания всех нас - страны и человечества в целом... Действия человека, верящего, что он может влиять на события, существенно отличаются от действий человека, уверенного в обратном. И соответственно различаются их результаты: один убеждается в собственной силе, другой - в собственном бессилии.
Сегодня мы входим - или уже вошли - в зону бифуркации, когда... неминуем переход на одну из новых траекторий движения. Конкретный выбор этой траектории будет зависеть от сравнительно небольших (если брать исторический масштаб) влияний и действий людей.
Развитие личности - процесс факультативный. По выбору. Это личное дело каждого, дело вкуса - развиваться или нет. В современном мире немало возможностей для саморазвития. Но рядом находится достаточно соблазнов, чтобы не напрягаться.

И.Валитов
Каждый - в том числе и через своих детей - с неизбежностью разделит судьбу всего человечества. Люди должны чётко и ясно давать себе отчёт в том, что их общечеловеческая судьба едина. Единое, безжалостно правдивое понимание происходящего с нами может дать шанс на спасение... Этот «фактор понимания» лежит за рамками задач управления, проектирования, манипулирования, организации, идеологизации. Это фактор понимания надвигающейся катастрофы.
Нужна порода людей, которая возьмёт всё на себя. В том и числе и бремя власти... Субъект (индивидуальный или коллективный), который возьмёт на себя решение этой задачи... обязан быть «внесистемным элементом»... Сегодня надо строить знания... для новых людей, для малых групп, свободных братств, объединённых фактором понимания и ценностью собственной жизненности, противостоянием косности и мертвечине. Для тех идеалистов, кто сможет жить за рамками расчёта, «рационального эгоизма»...
Это дело должно быть добровольным.

Д.Леонтьев, Валитов, ППИ

Previous post Next post
Up