Бизнесмены уже давно взяли моду украшать офисы своих фирм картинами. Многие концернов собрали целые коллекции, которых хватит на собственные музеи. Но дело часто вовсе не в любви к искусству.
![](http://www.dw.de/image/0,,16700803_303,00.jpg)
Около 56000 художественных объектов насчитывает коллекция немецкого кредитно-финансового института Deutsche Bank. Это наиболее важно в мире собрание графики и фотографий послевоенного времени. Еще один немецкий банк - HypoVereinsbank - может похвастаться 20 тысячами работ с акцентом на современном искусстве. А химико-фармацевтический концерн Bayer имеет в своей собственности около пяти с половиной тысяч картин, графики, гравюр и скульптур ХХ века.
Около 240 работ из коллекции концерна выставлено сейчас в Берлине по случаю 150-летия концерна Bayer. Часть этих работ демонстрируется широкой публике впервые. Среди них такие известные работы, как эротическая литография Пабло Пикассо "Фигура 21.11.1948" Макса Бекманна "Натюрморт с орхидеями и зеленым блюдом" и "Абстрактная картина (555)" Герхарда Рихтера. Bayer коллекционирует искусство с 1912 года и сейчас может похвастаться одним из старейших корпоративных собраний Германии.
![](http://www.dw.de/image/0,,16702243_404,00.jpg)
"Натюрморт с орхидеями и зеленым блюдом" Макса Бекманна
Но для чего, собственно, бизнес коллекционирует искусство? Ведь это большие затраты человеческих ресурсов - времени, денег и упорства, что, по сути, противоречит целям ориентированного на успех предприятия?
Страховщикам и банкирам наруку
"Если раньше патриархи крупного бизнеса цепляли на стены своих офисов картины ради собственного удовольствия, то сейчас искусство для многих предприятий это вопрос имиджа, который используется в маркетинговых целях", - объясняет Вольфганг Улльр, профессор-искусствовед из Высшей школы дизайна в Карлсруэ. Особенно это касается отраслей, не продают товаров, которые можно подержать в руках, то есть банки и страховые компании.
"Если руководитель автоконцерна имеет возможность продемонстрировать новейшую модель, чтобы убедить клиентов, то банкир или страховщик может продемонстрировать современный произведение искусства", - говорит Улльр. Чаще искусство в репрезентативных целях вывешивается в фойе, конференц-помещениях или на этажах, где консультируют клиентов.При этом пиарщики подают это как "общественный ангажемент".
![](http://www.dw.de/image/0,,16547354_404,00.jpg)
Немецкий Commerzbank был владельцем самого дорогого произведения искусства - "Человека, шагает" Джакометти
Впрочем, есть фирмы, которые действительно занимаются искусством, продолжает Улльр."Существуют многочисленные стипендии от концернов для молодых художников или какие-то художественные заказы, без которых многие художники не могли бы зарабатывать себе на жизнь своим призванием", - говорит ученый.
Германия впереди других стран
Следует заметить, что работы Пикассо или Бекманна висят преимущественно в офисах руководства. Официально это объясняют большими форматами полотен, которые невозможно было бы разместить в обычных кабинетах, или по причине, что страховая компания этого требует. Впрочем, Улльр связывает это с еще одним возможным объяснением - так называемой "политикой различия". То есть, некоторые концерны используют искусство, чтобы провести невидимую дистанцию между иерархическими уровнями или подчеркнуть ее.
В Германии существует очень много корпоративных коллекций разного направления. По данным Культурного круга немецкой экономики, это более 300 предприятий. По этому показателю Германия впереди всех остальных стран мира. Исполнительный директор Культурного круга немецкой экономики Штефан Фрухт объясняет это наличием «сильного среднего класса" в ФРГ, активно проявляет свое неравнодушие к культуре и в частности к искусству.
![](http://www.dw.de/image/0,,15991212_404,00.jpg)
"Винтовой-гаечный король" Рейнгольд Вюрт разбирается в искусстве
Например, известный под прозвищем "винтовой-гаечного короля" предприниматель Райнгольд Вюрт построил уже несколько музеев, чтобы сделать свою коллекцию доступной для обычных людей.Или концерн "Ritter", известный на весь мир своими квадратными шоколадками "Rittersport", который имеет собственный музей, посвященный квадратам в искусстве ХХ-ХХI веков. В этих случаях связь между продуктом и искусством отдаленный, поэтому такое меценатство кажется действительно альтруистическим.
Любимец богачей Герхард Рихтер
Порой то, какими сокровищами владеет тот или иной концерн, становится известно лишь после того, как предприятие по финансовым причинам вынужден продать шедевр. Так было в случае с Commerzbank 2010 года. Славную скульптуру из его коллекции - "Шагающий человек" Альберто Джакометти - было продано за рекордные 75 миллионов евро, и она и по сей день считается самым дорогим произведением искусства в мире.
![](http://www.dw.de/image/0,,16335083_404,00.jpg)
Герхард Рихтер в немецких бизнесменов в почете
Успешным немецким художником современности считается Герхард Рихтер, который в прошлом году отпраздновал свое 80-летие. Его работы очень высоко котируются среди бизнесменов. "Не существует фактически ни одного крупного концерна в Германии, который собирает искусство и не имел бы хоть одной работы Рихтера", - утверждает Вольфганг Улльр.
Что касается художественного направления, концерны, которые порой даже трудоустраивают своих кураторов-искусствоведов, делают ставку на современное, главным образом абстрактное искусство. "Это ни к чему не обязывает, но есть что-то энергичное", - объясняет Улльр. Чего избегает бизнес, то это провокационного искусства, которое выходит за рамки приличия. Также пейзажи в предпринимателей не в фаворе, потому считаются слишком простоватыми.
DW.DE