"Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров." - Фрэнсис Бэкон
О важности подъема промышленности в Российской Империи понимал еще Петр I. Он, в стремлении поднять фабричное производство, организовал работающую схему, смысл которой заключался в том, что казна за свой счет строила заводы и фабрики, выписывала мастеров из за границы, потом нанимала рабочих. Фактически уже готовое и налаженное производство впоследствии передавалось частным лицам для управления. Фабриканты освобождались от государственной службы и податей, а иногда им предоставлялась монополия на производство.
Именно к этому первому периоду русской фабричной промышленности, приблизительно к середине XVIII столетия, относится и возникновение фабрики Коншиных в Серпухове, изготовлявшей полотно и парусину. Фабрика хорошо развивалась, и ее владелец Петр Филиппович Коншин значился среди 30 "лутчих" серпуховских купцов. На тот момент Серпухов поставлял примерно 30% экспортной парусины.
01. В начале XIX века, из-за резко возросшей конкуренции и континентальной блокады Англии, а она была основным покупателем парусины, Николай Максимович - внук Петра Филипповича Коншина, перепрофилирует фабрику на бумаготкацкое и ситценабивиное производство. И в 1805 году вместо старого производства появляется новая фабрика - "Старая мыза".
02. При [Николае Максимовиче Коншине (1798 - 1853)] на "Старой мызе" действовала ситценабивная машина на конной тяге и работало около трех тысяч ткачей. Коншинские ситцы, платки и одеяла продавались в Москве, и на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
03. Сам Николай Максимович, дважды подряд становился градоначальником города Серпухов. Находясь на посту, он внес заметный вклад в жизнь жителей. Строил школы и больницы, а так же восстановил на собственные средства Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1744 года постройки, которая пострадала при пожаре в 1817 году.
За церковью виднеется фабрика Коншина - "Старая мыза"
04. В 1831 году изделия "Старой мызы" получили высшую награду на московской промышленной выставке.
05. К середине XIX века фабрика занимала 10 каменных и 20 деревянных строений. На фабрике работало около 2,5 тысяч человек.
06. Для производства на "Старой мызе" использовалась английская пряжа, так как Российская была низкого качества, а экспортировать прядильные машины из Англии было невозможно из-за запрета на поставки станков.
07. С отменой запрета на экспорт прядильных машин из Англии в 1842 году, многие фабриканты сразу переключились на изготовление собственной пряжи.
08. И тут фабрика Коншина не ударила в грязь лицом и организовала к 1848 году прядильное отделение. Для руководства отделением Н.М. Коншин выписал мастеров из Англии.
09. Жаль, что к нашему времени ничего не сохранилось. Но есть описание прядильного отделения. Оно помещалось в 4-этажном корпусе, имело 205 машин, приводимых в движение паровой машиной (1 трепальная, 3 настильных, 50 чесальных, 5 ленточных, 30 банкоброшных, 20 ватеров, 34 мюля, 2 пресса, 20 мотовил), и 195 рабочих при 4 мастерах-англичанах; вырабатывало 10 000 пудов пряжи на сумму 162 000 рублей.
10. В 1853 году Николай Максимович скончался, и все наследство перешло к его жене Марфе Филипповне. В это время фабрике было необходимо переходить с ручной на машинную выработку, но Марфе Филипповне было не до новшевств. И поэтому в 1858 году все фабричное имущество было передано сыновьям Ивану, Николаю и Максиму.
11. Ну, а дальше, как в сказках: cтарший сын - [Иван] был расчетливым, и, благодаря сделкам с хлопком, во время гражданской войны в США быстро приумножил свое состояние с 1 млн. рублей до 10 млн. рублей. Второй сын Николай был умным и внедрил много новшеств на фабрике, ну, а третий - Максим "не имел склонностей к предпринимательству", и его долю выкупили. Полученные деньги он быстро потратил и остался на попечении братьев.
12. Николаю Николаевичу Коншину изначально не досталось фабричной доли наследства, но он вместе с Максимом организовал Торговый дом "Николая Коншина сыновья", к которому в 1859 году перешла большая часть фабрики.
13. Под руководством Торгового дома на фабрике сразу началась модернизация. Были поставлены паровые машины (промывная, отжимная, сушильная, водокачка с отдельной паровой при каждой и красильные барки с двумя паровыми котлами) рядом с машинами на конной тяге. Ситценабивная фабрика была полностью перестроена и соответствовала последним требованиям в современной, на тот момент, технике и снабжена английскими машинами при посредстве торгового дома "Л. Кнопъ".
14. Несколько слов о Торговом доме "Л. Кнопъ". В 1839 году в Россию приезжает торговый представитель английской фирмы Де Джерси [Людвиг Иоганн (в России Лев Герасимович) Кноп (1821 - 1894)] . Фирма занималась поставками пряжи в Российскую империю. Людвиг был не глупым и быстро понял, что можно хорошо заработать, продавая современное текстильное оборудование в Россию, где с техническим оснащением своих фабрик было плохо. После снятия запрета на торговлю оборудованием, Кноп в 1852 году основывает Торговый дом "Л. Кнопъ". Выигрышным моментом в деятельности Торгового дома было то, что оборудование для мануфактур доставлялось не только за наличный расчёт и не в кредит, а за счёт увеличения основного капитала и выпуска новых паев хозяевами мануфактур, которые и служили источником оплаты. Всё это позволило Кнопу со временем стать банкиром для своих клиентов, которым он открывал счета, и векселя которых он принимал. Так же он подмял под себя много предпринимателей, которые из-за экономического кризиса не смогли расплатиться с долгами. Благодаря этому его компания открыла по всей стране множество хлопчатобумажных мануфактур. За свой вклад в текстильную промышленность Людвигу в 1877 году (В год 25-летия фирмы) был пожалован титул барона. В Москве даже зародилась поговорка: "Где церковь, там поп, а где фабрика, - там Кноп". Всего Кноп был совладельцем 122 фабрик по всему миру. После смерти барона Людвига, в 1894 году, Торговый дом "Л. Кнопъ" перешел сначало к родственнику, а потом к сыновьям. Но ничто не вечно. Во время Первой Мировой войны в России начались гонения на немецких купцов, а после революции стало еще хуже. Часть рода Кнопа бежала из страны, но некоторые остались из-за приверженности к идеям марксизма. Тех, кто остался, расстреляли после смерти Ленина, а фабрики были национализированы советской властью.
15. Но вернемся к купцам Коншинам. В 1861 году усилиями торгового дома была открыта новая механизированная ткацкая фабрика - "Новая мыза" оснащенная самым современным иностранным оборудованием. Закупка машин производилась в Торговом доме "Л. Кнопъ". В настоящее время эта фабрика находиться в еще более плачевном состоянии, чем "Старая мыза".
16. Помимо "Новой мызы" была построена бумагопрядильная: по сути хлопчатобумажный комбинат. Строительство этих фабрик создали ведущее текстильное производство в Российской Империи. А подведение железной дороги к Серпухову в 1868 году поспособствовало дальнейшему развитию предприятия.
17. К началу семидесятых годов XIX века Николая Николаевичу Коншину отошли все фабрики в собственность. Он и раньше ими руководил, как член Торгового дома "Николая Коншина сыновья", но заняться серьезным развитием мешали братья. Иван не хотел рисковать, а от Максима толку было мало.
18. Когда фабрики перешли к Н.Н. Коншину, он вплотную занялся ими. Стоит отметить, что на тот момент мануфактура выполняла полный цикл производства от выработки пряжи до выработки ткани.
19. 1877 году Николай учредил акционерное общество "Товарищество мануфактур Н.Н.Коншина в Серпухове". Особенностью акционерного общества Коншина было в том, что капитал был создан на средства бывшего владельца, тем самым Товарищество мануфактур имело узкий круг пайшиков. В момент основания было 600 паев, 500 из них принадлежало Коншиным, а 100 паев было отдано деловому партнеру Л.Кнопу. За собой Н.Н.Коншин оставил руководящую должность директора. За время существование "Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина" было выпущено 2000 паев. Они были распределены всего лишь между 35-ю человеками, из которых двадцать принадлежали семейству Коншиных (921 пай), шестерым из "Торгового дома Л.Кнопъ" (880 паев), так же 139 паев получил вошедший в дело родственник Коншиных - Н.А.Второв, а остальные были отданы техническому персоналу. Большинство паев от мануфактур Коншина Кноп получил во время промышленного кризиса в восьмидесятых годах XIX века.
20. Правление и оптовый склад находились в Москве, туда и перебрался владелец фабрик на постоянное местожительство.
21. Следя за последними техническими новинками, и, желая, чтобы дело было всегда на высоте, Коншин не поленился съездить в Англию. Он всячески старался в продвигать свой товар, и это у него неплохо выходило. Продукция его фабрик отличалась высоким качеством. Серпуховские ткани регулярно выставлялись на промышленных выставках, экспонировались на Парижской Всемирной выставке 1878 года, где получили высокую оценку.
22. Все эти успехи и отличное оснащение фабрик позволили мануфактурам Коншина получить огромный государственный заказ на поставку тканей для нужд армии во время Русско-Турецкой войны (1877-1878). Для выполнения заказа фабрики перешли на круглосуточную работу.
23. Не останавливаясь на достигнутом, Н.Н.Коншин выходит на международный рынок. За открытие склада в Тегеране в 1876 году он был удостоен первой и последней почетной "Алексеевской" медали Общества содействия русской промышленности и торговли (медаль он получил в 1890 году).
24. "Алексеевская" медаль не единственная награда, полученная Николаем. Также он был награжден в 1872 году орденом Св. Станислава III степени за участие в открытие Политехнической выставке в Москве, сейчас это всем известный музей. За развитие торговли со Средней Азией в 1892 г. получил Владимира IV степени, а в 1897-м - III степени, за «особые труды по ведомству Министерства народного просвещения».
25. Еще одна немаловажная заслуга Коншина в развитии текстильной промышленности России заключалась в том, что в семидесятых годах XIX века он закупает высокосортные семена хлопка в Америке и открывает в Мервском оазисе, что находится в Туркмении, свои плантации, а также хлопкоочистительные и прессовальные заводы. До этого вся продукция производилась на основе хлопка из Америки и Индии. Это начинание подхватили и другие фабриканты, что позволило России в канун Первой Мировой войны использовать около 50% всего перерабатываемого хлопка со своих плантаций в Средней Азии.
26. В 1882 году происходит очень знаменательное событие для всего рода."В воздаяние заслуг на поприще отечественной промышленности в течение 200 лет" Коншины получают высший знак отличия для коммерсантов в Российской империи - потомственное дворянство.
27. К концу XIX века в Европе и США вовсю началась электрификация производства. Николай Николаевич не мог упустить выгод электрического света для фабрик. Ведь их использование в помещениях и на территориях, было явно выгоднее газовых и керосиновых ламп. Электрические лампы накаливания, были ярче, удобнее в эксплуатации и пожаробезопаснее. Уже в 1886 году впервые в Серпухове, на фабрике "Новая мыза" появилась динамо-машина. А через два года и на "Старой мызе".
28. С каждым следующим годом Товарищество мануфактур Н.Н.Коншина продолжало увеличиваться. Была приобретена отдельная красильно-отделочная (аппретурная) фабрика (1885 год). Построена новая ткацкая фабрика (1898 год). Для оперативной доставки продукции было принято решение о строительстве подъездных железнодорожных путей от складов фабрики до станции Серпухов Московской Курской железной дороги. В 1898 году в Серпухове впервые было использовано электромоторное движение с помощью машин постоянного тока на прядильно-ткацкой фабрике.
29. С ростом производства росла и потребность в рабочей силе. К 1917 году на фабриках трудилось 13 тысяч работников.
Рабочие складального отделения красильно-отделочной фабрики Товарищества Манфактур Н.Н.Коншина в Серпухове. 1913 г.
30. Но не все гладко было с рабочим классом. Как пример: в 1895 году средняя заработная плата составляла 15-16 рублей в месяц при 18 часовом рабочем дне. Таких денег в тот период еле хватало, чтобы сводить концы с концами. Кстати, тогда капитал товарищества ровнялся примерно 6 000 000 рублей.
31. При таких условиях совершенно очевидно, что рабочие периодически бастовали, требуя увеличения оплаты труда и уменьшения рабочего дня до 10 часов. Забастовки были в 1869, 1897, 1899, 1902, 1905, 1912 гг.
32. Руководители частично шли на уступки. При фабриках имелись большие спальни для рабочих, оборудованые по всем правилам гигиены, бесплатные дома с квартирами. Было построено 24 корпуса для рабочих. Для семейных сотрудников создан поселок примерно на 300 домов, больница с тремя врачами, харчевые лавки с хлебопекарней, делающие миллионный оборот, чайная с театром "для отвлечения рабочих от трактиров", бесплатные ясли на 25 мест, двухклассное начальное училище на 500 учеников, ремесленную школу для фабричных детей, места для гуляния и занятий гимнастикой. Все это делалось с целью "чтобы рабочий люд видел заботу о нем, что многое делается помимо забастовок и предъявляемых ими требований".
33. Но, не смотря на усилия для улучшения жизни служащих на фабриках, отчуждение работников и хозяев сохранялось. Вот, что писал один из технических директоров в докладной записки о настроениях рабочих: "Социал-демократическая пропаганда настолько возбудила аппетиты, теория борьбы классов настолько подогрела ненависть и недоверие, что всякое требование сносной, добросовестной работы понимается как грубая эксплуатация и посягательство на права пролетариата"
Что привело фабрику к нынешнего состоянию, Вы узнаете во второй части