проекту федерального закона о правонарушениях при землепользовании

Dec 01, 2013 18:40

Оригинал взят у keyjulia в post

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора»

В настоящее время в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Основными составами административных правонарушений, которые выявляются в рамках государственного земельного надзора, являются: самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей (статья 7.10 КоАП РФ); порча земель (статья 8.6 КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7 КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 КоАП РФ).

По итогам 2011 года самым распространенным нарушением является самовольное занятие земельного участка - 67 331 нарушение, что составляет 48,9% от всех выявленных нарушений земельного законодательства.

Смежными составами правонарушений, которые выявляются в рамках осуществления государственного земельного надзора, являются нарушения, касающиеся порядка управления и общественного порядка (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ), невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ), непредставление сведений
(ст. 19.7 КоАП РФ), неуплата административного штрафа в установленный срок (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ).

В 2011 году государственный земельный надзор в Российской Федерации в рамках полномочий Росреестра осуществляли 4547 государственных инспекторов по использованию и охране земель, которыми было проведено 315 248 проверок соблюдения земельного законодательства на площади в 16,027 млн. га земель.

В результате данных проверок было выявлено 137 751 нарушение, из них 104 930 нарушений земельного законодательства на площади в 3,016 млн. га и 32 821 нарушение порядка управления и общественного порядка.

За данные нарушения к административной ответственности было привлечено 93 994 лица, на которых было наложено административных штрафов на общую сумму в 170 701,98 тыс. рублей.

Таким образом, для проведения проверок соблюдения земельного законодательства, например, на землях сельскохозяйственного назначения
(393,4 млн. га) при сохранении масштабов проверок 2011 года, понадобиться 24,5 года, а для проверки всех земель в Российской Федерации (1709,8 млн. га) понадобится 106,5 лет.

При этом из данной статистики следует, что на 5,3 га проверяемых земель приходится 1 га земель, на которых совершено правонарушение, то есть потенциальная площадь нарушений, например, на землях сельскохозяйственного назначения составляет 74,2 млн. га, для проверки которых существующими темпами понадобится 4,5 года.

Средний размер штрафа на одного нарушителя земельного законодательства составляет 1816 рублей. Подобный размер штрафов не является эффективным способом стимулирования правомерного использования земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Общий годовой размер наложенных административных штрафов в расчете на одного государственного инспектора по использованию и охране земель составляет 37 541 рубль (3128 рублей в месяц).

Количество проверок соблюдения земельного законодательства в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось на 15,7%, а количество выявленных нарушений - на 37,1%.

Не менее остро стоит проблема устранения выявленных нарушений земельного законодательства. В 2011 году было устранено лишь 48,6% от выявленных нарушений.

Таким образом, небольшое количество государственных инспекторов по использованию и охране земель в сравнении с площадью Российской Федерации, значительное количество нарушений земельного законодательства и небольшие размеры штрафов за данные нарушения, а также несовершенство предмета и ряда составов административных правонарушений не позволяют обеспечить эффективное управление земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц, а также снизить количество нарушений.

В этой связи, необходимо комплексное изменение действующего законодательства Российской Федерации в части осуществления государственного земельного надзора, в том числе увеличение штрафов за административные правонарушения в области земельных отношений, применение кадастровой стоимости для исчисления штрафов за самовольное занятие земельного участка и за использование земельных участков не по целевому назначению, изменение предмета государственного земельного надзора и совершенствование составов административных правонарушений в сфере земельных отношений.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» (далее - законопроект) разработан в соответствии перечнем поручений Президента Российской Федерации
от 26 октября 2012 г. № Пр-2869 (пункт 2, подпункт «д») и поручениями Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № ДМ-П13-6603 (пункт 6) и от 26 декабря 2012 г. № ИШ-П13-7971.

Законопроектом предусматривается в целях совершенствования государственного земельного надзора внесение комплексных изменений в Земельный кодекс, КоАП РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - закон № 294).

В части внесения изменении в закон № 294 предлагается перечень видов государственного надзора, в отношении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, дополнить государственным земельным надзором.

Данное изменение обусловливается тем, что требования земельного законодательства, соблюдение которых проверяется в рамках государственного земельного надзора, непосредственно касаются особого объекта, являющегося основой жизни и деятельности человека - земельного участка.

В этой связи при осуществлении государственного земельного надзора возникает ряд особенностей, которые требуют дополнительного регулирования.

Например, такое нарушение как самовольное занятие земельного участка осуществляется лицом, не являющимся правообладателем участка, и, соответственно, сведения о данном лице отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости. В этой связи выявление данного нарушения возможно лишь при проведении проверки использования конкретного земельного участка независимо от факта наличия правообладателя.

Административная и уголовная ответственность за порчу земли распространяется на неограниченный круг лиц, а не только на правообладателей земельных участков, что означает, что для выявления факта порчи земли необходимо осуществить проверку соответствующего земельного участка.

Сами проверки использования земельных участков целесообразно проводить в зависимости от значимости, ценности и предназначения конкретных земельных участков, находящихся на определенной территории, а не в зависимости от правообладателя этих земельных участков, так как у одного правообладателя могут быть земельные участки различных категорий и целевого назначения, которые к тому же могут находиться на разных территориях и принадлежать ему на разных правах.

Вышеуказанные особенности учтены законопроектом в рамках внесения изменений в Земельный кодекс.

Так, законопроектом предлагается установить, что проверки соблюдения требований земельного законодательства осуществляются в отношении земельных участков и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на земельных участках.

Также законопроектом регулируются вопросы проведения плановых и внеплановых проверок, а также устанавливается ограничение на проведение проверок всех правообладателей и земельных участков - не чаще одного раза в три года.

Кроме того, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерациями правом по установлению порядка осуществления общественного земельного контроля, а также упразднить производственный земельный контроль.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 73 Земельного кодекса производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Данный вид земельного контроля не имеет особого предмета, объекта и порядка осуществления.

Кроме того, необходимо учитывать обязанность собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка использовать данный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В этой связи законопроектом упраздняется производственный земельный контроль, что приведет к снижению административных барьеров, так как в настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Земельного кодекса лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в уполномоченный орган государственного земельного надзора или уполномоченный орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В части внесения изменений в КоАП РФ законопроектом предусматривается установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка) и статьей 8.8 КоАП РФ (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению).

Данные изменения обусловлены тем, что в настоящее время при определении размера административного штрафа за отдельные правонарушения в сфере земельных отношений не учитываются индивидуальные характеристики конкретного земельного участка, ставшего предметом посягательства (категория земель, вид разрешенного использования, площадь).

Так, может быть назначено одинаковое наказание за самовольное занятие земельного участка площадью 0,06 гектара и земельного участка площадью
10 гектаров; за использование с нарушением вида разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства площадью 3 гектара и земельного участка для размещения объекта мелкооптовой торговли площадью 0,01 гектара и т.д.

Таким образом, отсутствие дифференциации наказания в зависимости от характеристик земельного участка, ставшего предметом посягательства, приводит к несоразмерности наказания, в результате чего санкция за правонарушения в ряде случаев не может выполнять функцию стимулирования правомерного поведения.

Данную ситуацию предлагается исправить путем установления административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самые распространенные в сфере земельных отношений правонарушения - самовольное занятие земельного участка и использование земельных участков не по целевому назначению.

Статья 7.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольную мену земельного участка. Вместе с тем самовольная уступка или самовольная мена указанных объектов влечет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ничтожность соответствующих сделок, что в свою очередь влечет применение последствий недействительности сделок.

Учитывая небольшое количество данных правонарушений представляется нецелесообразным применение в дополнение к предусмотренным гражданским законодательствам последствиям недействительности сделок мер административной ответственности.

В связи с изложенным, законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 7.10 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушений.

Также в рамках законопроекта осуществляется совершенствование составов административных правонарушений в сфере земельных отношений, предусмотренных КоАП РФ.

В частности, определяется понятие «самовольное занятие земельного участка», разграничиваются такие правонарушения как «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием» и «неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства в течение установленного срока».

Кроме того, учитывая специфику сельскохозяйственного производства и значение земель сельскохозяйственного назначения, действующие положения статьи 8.8 КоАП РФ, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения, выделены в отдельную статью КоАП РФ с повышенным размером административных штрафов (статья 8.8.1 использование не по целевому назначению земельных участков предназначенных для сельскохозяйственного производства).

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей предлагается наделить Россельхознадзор.

В целом, принятие законопроекта позволит не только увеличить размер административных штрафов за правонарушения, а также совершенствовать порядок осуществления и составы административных правонарушений в сфере земельных отношений, но и позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц, что приведет к снижению количества нарушений земельного законодательства, интенсификации использования земельных участков, повышению инвестиционной привлекательности не только рынка недвижимости, но и всей Российской Федерации.

земля, земля. урожай

Previous post Next post
Up