«Фантомы» неба Великой Отечественной (часть 3)

Sep 04, 2013 13:09

Оригинал взят у owl_99 в «Фантомы» неба Великой Отечественной (часть 3)
Оригинал взят у owl_99 в «Фантомы» неба Великой Отечественной (часть 3)

Часть 3. «Урал-бомбер» и прочие несуразности

Часть 1 тут
Часть 1,5 тут
Часть 2 тут



«До-19»

Этот «монстр» встретился мне в архивных документах всего один раз, но, право, его необычность стоит того, чтобы о нем упомянуть. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Dornier Do 19 был построен в единственном экземпляре, совершил первый полет в 1936 году, и серийно не строился (здесь подробнее). В 1939 году единственный летный прототип Do 19V1 был переделан в транспортный и даже короткое время использовался в этом качестве во время польской компании. На Восточном фронте его не было и быть не могло. И тем не менее - 24 августа 1941 года парой И-153 из состава 192 иап ПВО Ленинграда был «сбит» в районе Рябово именно «До-19»! Естественно, возникает вопрос - что за самолет, махину каких сопоставимых с «урал-бомбером» гобаритов могли встретить, атаковать и посчитать сбитым наши летчики?..






Тут необходимо сделать небольшое «лирическое отступление»: дело в том, что в течение нескольких дней августа 1941 года под Ленинградом, кроме этого мифического «дорнье», советские истребители заявили несколько побед над другим немецким четырехмоторником, который записывался в документы как «ФВ-200» или просто «Курьер». Казалось бы - вот она, разгадка истории с «До-19», однако заковыка тут в том, что никаких «курьеров» летом 1941 года в тех районах также не было и не могло быть. Так бы я, наверно, и терялся в догадках, но нашлись (как обычно)  «знающие люди», подсказавшие, что в эти дни под Ленинградом супостаты проводили некую локальную десантную операцию с применением нескольких десантных же планеров Messerschmitt Me 321.



Их-то, судя по всему, наши пилоты и опознавали при встречах как четырехмоторные бомбовозы. Косвенным подтверждением этой гипотезы может служить то, что одновременно с заявками на «курьеры», в тех же эпизодах, «сталинские соколы» вели бои и записывали сбитыми двухмоторные истребители Ме-110, которые, как известно, использовались для буксировки таких планеров-гигантов.



«До-29»

Как ни странно, господа, но, несмотря на наличие этой «птицы» в распознавательной литературе у советских летчиков с самого начала войны, единственная «победа» над самолетом, идентифицированным как «До-29», случилась только 25 мая 1944 года, когда этого «чудного зверя» заявил сбитым летчик 591 иап ПВО младший лейтенант Кухианидзе. Казалось бы, вот где «простор для фантазий» - судя по картинкам, за «До-29» легко можно было принять абсолютно любой «дорнье» линейки 17/215/217, не говоря уже о Bf 110…





Так что тут мы имеем своего рода парадокс. Стоит также добавить, что ни перед Второй мировой войной, ни после ее начала, в природе не существовало типа Dornier Do 29, такой аппарат - экспериментальный самолет с укороченным взлетом и посадкой - появился через много лет после ее окончания - в 1958 году.



«Дуглас»

С этим довольно «расплывчато» (без уточнения собственно марки самолета) указываемым в наших документах типом я плавно перехожу, согласно озвученному в первой части «плана кампании» пункта 1 (прототипы и чистая фантастика) к пункту 2 - реальные самолеты, которых «там и тогда» быть просто не могло. Эти «дугласы» проскакивают в заявках на победы советских пилотов не очень часто, но они есть, причем имеется ярко выраженная «тенденция, однако»: появляются они среди сбитых там, где противник массово использовал транспортную авиацию, в периоды так называемых «воздушных мостов» - над демянским котлом, под Сталинградом, в районе Корсунь-Шевченковского и т.п.

Что и говорить, транспортных «дугласов» причем как американского (С-47), так и советского (ПС-84, Ли-2) «розлива» на всех фронтах имелось в достатке, только вот летали они исключительно с красными звездами. Возможно, конечно, даже наверняка, какое-то количество их досталось немцам в качестве трофеев на захваченных аэродромах у нас и ранее в Европе, но про их использование в боевых условиях на Восточном фронте ни сами немцы, никакие другие источники ничего не сообщают. Все, конечно, может быть, особенно если речь идет о единичных случаях, но, по моему мнению, это все же были скорее ошибки идентификации, чем реальные DC-3, которые время от времени попадались в прицел «красным соколам».



С чем же можно перепутать Ли-2? С самой массовой «рабочей лошадью» Люфтваффе трехмоторным Ju 52 - вряд ли, слишком уж много просто таки вориющих отличий: квадратный в сечении фюзеляж вместо круглого, неубирающиеся шасси, три мотора вместо двух… да и вся «тетка Ю» какая-то угловатая, неказистая, с изящным «дугласом» такой «чемодан» перепутать все-таки сложно.



Но не зря я выше упомянул про «воздушные мосты». В эти периоды повышенного напряжения для транспортных частей, немцы, наряду с Ju 52 часто в качестве грузовых использовали бомбардировщики Ju 88 и Не 111. 88-й, конечно, для “дугласа” тонковат, а вот “хейнкель” при определенных условиях, мне думается, вполне можно было принять за “дуглас”: достаточно толстый фюзеляж, два мотора, низко расположенное крыло и, не в последнюю очередь, уверенность атакующего в том что перед ним именно транспортная машина. Первый “дуглас” был записан сбитым летчиком 580 иап старшим политруком Прокофьевым 8 аплеля 1942 года в районе аэродрома Пустошки, а перед этим событием в списке воздушных побед летчиков полка один за другим идут 16 (!) Ю-52, и никаких более истребителей или бомбардировщиков. “Хейнкель”, если его рассматривать с достаточно близкого расстояния и в спокойной обстановке, конечно, тоже совсем не похож на DC-3, но в боевых условиях, с изрядного расстояния, да еще при ограниченной видимости (перехваты транспортников, осуществлявших сообщение по “воздушным мостам”, происходили, как правило, ранним утром или в вечерних сумерках, а то и вовсе ночью) - очень даже возможно.



«ФД-24», он же «Северский», он же «Капрони»

«И это все о нем», как говорится. Именно так летчики-истребители из полков ВВС Балтийского флота под Ленинградом и в Карелии «обзывали» стоявший на вооружении финских ВВС истребитель производства США Brewster B.239 (у самиих американцев он назывался F2A Buffalo). Вообще, осведомленность наших пилотов и авиационных командиров о матчасти ВВС Финляндии в первой половине войны была из рук вон плохой, гораздо хуже, чем о немецкой авиации. То ли справочников и определителей финских самолетов не было вообще (в такую халатность разведотделов верится с трудом), то ли их было слишком мало и большинство летчиков остались «неохваченными», то ли информация в них никуда не годилось. Факт остается фактом: один из основных типов финского истребителя долгое время продолжал оставаться «неизвестной птицей». Сначала его все вообще принимали за… Ме-109. Весь 1941 год летчики ВВС Ленинградского фронта и Балтийского флота, ведя бои с «Брюстерами», ничтоже сумняшеся записывали их в «мессера» (впрочем, также как и «Мораны» с «Кертиссами»). Это кажется невероятным, но тем не менее это так. Затем, уже в середине 1942 года, какие-то умные люди в штабах, по-видимому, сообразили, что все-таки этот толстый и кургузый истребитель не очень похож на «худого», как называли 109-й сами же советские летчики. Кого-то осенило  (не исключено, впрочем, что на сей счет существовали некие «разведданные») что у финнов на вооружении стоит американский истребитель Северского Р-35. Тут угадали хотябы страну-производителя машины, да и очертания, в принципе, похожи:



Первую победу сразу над парой таких «Северских» 7 июля 1942 года занесли на свой боевой счет летчики четверки И-153 из 71 иап ВВС КБФ в районе острова Лавенсаари. Однако довольно быстро, примерно через месяц, кому-то пришла идея (или кто-то, возможно и противник, «подсказал»), что противостоит нашим пилотам никакой не «Северский», а новая модификация истребителя «Фоккер», похожая на хорошо знакомый еще с «финской войны» Fokker D.XXI (который у нас называли ФД-21), но с улучшенными летными данными и убирающимися шасси. Так в документах возник «ФД-24», первый из которых сбил 15.08.1942 младший лейтенант Гурьянов из 4 гиап ВВС КБФ.

Но этим богатые воображением балтийцы не ограничились. Практически одновременно с «ФД-24», даже на несколько дней раньше, в документах морских полков начали появляться некие истребители «Капрони» - первый случай, когда сбит такой самолет, зафиксирован 12 августа 1942 года - это была групповая победа четырех летчиков 71 иап в районе мыса Иннониеми. В этой «итальянской» ипостаси B.239 “продержался” дольше всего: последняя победа над двумя “Капрони” записана летчикам 13 киап ВВС КБФ капитану Парамонову и сержанту Ефимову 18 мая 1943 года в районе острова Сейскар. В конце концов, в штабах и разведотделах разобрались, что к чему и в документах повился “Брустер”. Следует отметить, что все вышеописанное “буйство красок” относилось в полной мере (по какой-то причине) только к морским летчикам и авиаполкам. У армейцев все было проще и обыденнее: сначала шли сплошь “Ме-109”, а потом вместо них появились “Брустеры” (а также “Мораны” и “Кертиссы”). Причем произошло это значительно раньше, чем на флоте, уже в 1941 году. Очевидно, моряков “забыли проинформировать”…

Для полноты картины к вышесказанному следует также добавить несколько якобы финских “Спитфайров”, сбитых летчиками-балтийцами в ноябре 1941 года. Естественно, никаких “Спитфайров” у финнов не было, а их “роль” для летчиков ВВС КБФ успешно исполнили американские истребители Curtiss Hawk-75. Эта ошибка расшифровывается просто: по имевшейся в СССР развединформации англичане после окончания «Зимней войны» поставили Финляндии эти истребители (чего на самом деле не было). Как выглядит «Спитфайр» наши летчики не знали, поэтому приняли за них американские машины, которые также видели впервые (дело происходило в районе полуострова Ханко, куда группа Hawk-75 прибыла только в конце октября 1941 года)…



В следующей (видимо, она станет заключительной) части попытаюсь рассмотреть взгляд на советскую авиатехнику сквозь прицел истребителя «с той стороны», так что -

Окончание следует.

оружие

Previous post Next post
Up