Еще до войны традиционный Тибет разделялся пополам между «заветным» Тибетским Автономным Регионом (ТАР) и двумя огромными округами Амдо и Кхам, которые уже давно потеряли свою независимость и стали частью современного Китая.
Свои "Семь лет в тибете" Харрер провел в центре (ТАР): манящем и недоступном и в послевоенное время, несмотря на очевидную принадлежность к Китаю.
Моя история о том Тибете, который уже давно ассимилировался с Китаем и принадлежность которого к Китаю была оформлена задолго до войны.
Интересно, что нынешний Далай Лама родился за пределами Тибетской автономии в китайской провинции Цинхай, и был незаметно вывезен оттуда. То есть сомнений нет: китайский Тибет - тоже Тибет.
Но, не смотря на вечную Китайскую стройку и засилье мелких предпринимателей, по новым автобанам все также годами монахи «ползут» в Лхасу, высокогорные монастыри кипят жизнью, покойников отдают стервятникам, а кочевники не изменили уклада своего быта. И пусть за ползущими паломниками следует совершенно новый автобус с кондиционером, монахи древних монастырей обзавелись бизнесом, а у одинокой юрты на высоте 4500м стоит новенький пикап, этот Тибет не утратил древние традиции, хоть уже и не будет прежним.
Речь как раз пойдет о Китайской части Тибета за пределами автономии.
(Фотографии еще со старого и давно убитого Sony nex5)
1. В жизни маленького монастыря редко происходят яркие события. Но сегодня он забит монахами, от дверей вьется очередь желающих получить благословение у одного из святейших Лам, прибывшего а храм. После общей фотографии монахи усадят старого Ламу в машину со спецномерами.
2. Округ Seda. Монастырь размером с небольшой город и школа юных монахов на переднем плане. Плохие дороги и большая высота в 4200м не позволили Китайской культуре проникнуть сюда в полной мере.
3. Типичные домики округа Seda. Отсутствие ровных мест для строительства породило причудливую архитектуру города.
4. Вековые традиции, которые Генрих Харрер описывал в автобиографии «Семь лет в Тибете» продолжаются и сегодня. Изменилась только обстановка, и старая Голмудская грунтовка обросла новым асфальтовым покрытием. Двое монахов преодолевают тысячи километров в священную Лхасу, причем правила обязывают совершать молитву каждые два шага и не разговаривать. Как правило, на такой путь уходит минимум два года.
5. Если в известнейшей Потале фотографировать запрещено, то в мелких монастырях округа Гарзе, монахи всегда рады помочь ближе узнать и запечатлеть остатки культуры. А за помощь в переноске камня для отделки старого фундамента, покажут самые потаенные уголки монастыря.
6. Принадлежность к национальному парку здесь выдают только редкие смотровые помосты. В округе Кабулы нет ни туристов ни отелей, а по новым пустым дорогам изредка проносятся пикапы, забитые тибетцами.
7. Национальный парк Кабула. В любой из пяти таких деревушек путника смогут приютить добродушные тибетцы, будут бесконечно угощать едой и рассказывать о тайне современного лекарства молодости - гусеницах, зараженных спорами грибка.
8. Удаленный тибетский городок Сяхэ состоит из Китайского, Мусульманского и Тибетского кварталов. Смешение религий не смогло повлиять на традиции, и тибетское утро здесь начинается с трехкилометровой Коры - прохода по священным местам с молитвенными барабанами.
9. Ночь застала тибетскую семью в дороге. Двигатель небольшого фургона отказался работать на неизвестной высоте (в нижнем пределе 3000м). Пока водитель разбирался с машиной, его жена мгновенно развела костер у обочины и успела сделать горячей тсампы - смеси слегка поджаренного ячменя, масла из молока яка и сахара.
10. Импровизированный тоннель из молитвенных флагов одного из священных озер округа Сяхэ стал любимым местом детских игр.
11. С годами северный Тибетский регион Амдо становится все более многонациональным. Город Тонгрен. На фотографии мужчина национальности Ту продает каменный мед мусульманину национальности Хуэй.
12. Город Сонгпан сейчас является одним из туристических центров Тибета. Здесь не увидеть традиционного уклада жизни. Местный народ занят работой в сувенирных лавках и сдает в аренду жилье. На фотографии Тибетец растягивает кожу и работает над уникальным узором на её поверхности.
13. Настоятель монастыря Dagei Gompa. Его небольшой дом находится на границе закрытой Тибеткой Автономии за 4000ми перевалами и труднопроходимыми высокогорными серпантинами. Такие маленькие монастыри остаются просто незамеченными на пути в священную Лхасу.
14. Они вышли на новенькое шоссе в Чамдо, они танцевали десять минут, они создали огромную пробку, они моментально уехали.
Опубликовано в Гео:
http://www.geo.ru/photo/gallery/polveka-v-kitae