По возвращении из Марселя на меня свалилась привычная связка «работа+орви», с ними под ручку пришел зверь неписец, поэтому, рассказ опять затянулся. И я даже не знаю, нужно ли это кому-то сейчас, или все уже мыслями в нац-первенствах, но пускай будет здесь для отчетности.
Про организацию ФГП в Марселе выразились уже многие, но я всё-таки добавлю от себя.
Дворец Омниспорт очень маленький, сиденья в нём пластиковые и без спинок, бедная была моя спина. Но самое веселое - два женских туалета на весь ледовый, каждый на одно «посадочное место». В очереди к одному из них я в субботу благополучно прослушала три награждения, с гимнами и кругами почета.
Пару раз пробегала мысль, что если французам настолько сильно не хотелось проводить у себя ФГП, могли бы и отказаться. Потом я вспоминала название страны, которая сразу же с радостью подобрала бы Финал, и понимала, что хрен бы мне тогда удалось посмотреть прокаты из центрального сектора и с нормального расстояния. Японцы (да, я именно их имею в виду) скупили места в «золотом секторе», который по качеству обзора был не таким уж и золотом, оставляя мне прекрасные возможности за куда меньшие деньги.
Юниоров удалось посмотреть частично: короткие программы пропустила из-за времени прилета, на следующий день поехали смотреть замок Иф, а в субботу - просто гулять по Марселю, и лично я об этом не жалею ни капли. Коллеги немного терзались морально, ибо долг болельщика требовал отдачи личным присутствием, но обед с восхитительным десертом оказался слишком весомым аргументом - и долгу пришлось отступить.
Хотя, следить за юниорами нужно, особенно теми, кто представляет солидные федерации, делает разное технически дорогое и по возрасту готов переходить во взрослые. Если раньше им еще оставляли пару-тройку сезонов на компонентный разогрев, сейчас никто не хочет ждать: юниоры, особенно одиночники, уже выносят своих старших соперников техникой, а судьи охотно поддерживают их в этом начинании.
«Судья» по-французски «жюжь». Очень меткое слово. Колоритное и исчерпывающее в определении, чем именно эти жюжи занимаются.
У юниоров получилось посмотреть только произвольные пар, танцоров и девушек, на юношей мы не успели. У пар есть пристойные элементы, а программы - ну, какие есть для пар, не всем ставит Зуева. Интересны были танцоры, особенно две топовые американские пары, интересно, как они себя проявят во взрослых. Соревнование юниорок не слишком отличалось от соревнования «взрослых», и там, и там верховодит определенный тип определенного тренера, и в свете чемпионата России я уже задумываюсь: перепрыгает ли в итоге Загитова Медведеву? Схватка, не побоюсь этого слова, титанов современного женского одиночного!
Турнир взрослых прошел, по сравнению с прошлым Финалом, намного спокойнее. Несмотря на главное событие сезона - возвращение ОЧ Вирчу-Мойра - новые мировые рекорды воспринимались буднично. Похоже, мы закалились и наконец-то познали дзен: рекорд и рекорд, не в первый раз и не в последний. Если что и удивило, так странное поведение Канады: судя по танцорам, канадцы, наконец-то, начали работать, судя по парникам - нифига они не работают.
Не спорю, что действующие двукратные чемпионы мира Дюамель-Редфорд выступили откровенно слабо и в короткой, и в произвольной, да и программы у них были ярче в предыдущих сезонах. К тому же, это не та пара, которая может компенсировать сбои чем-то другим, они хороши, когда несутся на всех парах и исполняют свой мощный технический контент чисто, наглядно доказывая, что против лома нет приёма. Но, простите, «зачетка»? Титулы? Класс и рейтинг? Иными словами, всё то, что оправдывает поднебесные баллы кому надо? И знаете, вот не верится мне в роль чистого проката, ведь Ю-Жангу канадцы вторую оценку не проиграли, а там было куда больше оснований для такого расклада.
На новость о рокировке в двух китайских парах я сначала тоже реагировала громким WTF. Но теперь должна согласиться с решением Хонгбо: Ю - действительно высокая, Джин - красивый, но хиловат, Жанг - скала, а Пенг лучше подходит более молодой и резвый партнер. И вместо двух пар с сомнительными перспективами получилось две с перспективами хорошими, даже несмотря на вечно нестабильную Пеночку и её косячного красавца, ведь когда они исполняют программу чисто - это смотрится блестяще, насыщенно и танцевально. В конце концов, и Жао падал и поддержки срывал.
Ю-Жанг работают в классическим парном стиле, крупными мазками, широкими движениями, и за Ю больше не страшно в поддержках, тем более, что её новый партнер - совсем не тот шкаф, каким кажется по ТВ. Конечно, был бы Хонгбо на двадцать лет моложе и на десять см выше... но раз нет такого, Жанг постарается.
Тому, что после чуть более полугода нынешние «свингеры» будто всегда вместе катались, объяснение предложила Пятачок: тренер Жао «лепит» своих спортсменов по собственному образу и подобию, и уже у всех общая техника, схожая хореографическая выучка (Жанга еще сам Яо Бин гонял). Присмотревшись, и я с этим соглашусь, тем более, что Шень-Жао как образец для подражания - далеко не худший ориентир, а фактура, пластика и темперамент всех «подопытных» гарантируют каждой паре собственное лицо, в отличие от конвейера от Нины Мозер.
Я уже давно не удивляюсь офигительным историям на табло - о блестящих постановках и потрясающем катании. Но гложет меня научное любопытство: откуда разница в PCS между Тарасовой-Морозовым и Забияко-Энбертом? У них абсолютно одинаковые программы: едем в один угол и делаем элемент, потом прямо едем в другой угол и делаем элемент там, и если кому-то не нравились функциональные постановки Волосожар-Транькова, то муа-ха-ха вам. В произвольной у ЗЭ была намного нуднее музыка, но ТМ намного нуднее откатались сами, а это тоже достижение своего рода - быть настолько блеклыми под столь «аплифтинговую» мелодию. Элементы хорошие, но как бы не эксклюзивные.
Можно сказать, что турнир пар представлял собой сражение трех разных взглядов на хореографию: от Мозер, Жао и Дюбрейль-Лозона. Произвольные обеих канадских пар несут на себе явное клеймо «лозоновщины», в первую очередь в музыке, которую я бы охотно сменила - даже известные, а местами и хитовые вещи превращаются в фоновое треньканье. В самих постановках нет случайного, хореография диктуется музыкой, но мелким канадцам по-прежнему не хватает пресловутой харизмы, а старшим - чистоты и напора. И не вырисовывается каменный цветок: исполнители и музыка так и норовят уйти на параллельные курсы.
Дух Лозона витал на этом турнире не только над его «родными» танцами. Попали под тлетворное влияние и парники, и одиночники, только девушки оказались морально стойки. Но в танцах у ДЛ случился бенефис. Я знаю много отличных блюзов, но для короткого танца в сезоне непременно будут брать непонятно что, словно соревнуясь, у кого музыка бледнее - обвиняю в этом именно музыкальный вкус новых законодателей мод. На награждение все три пары выезжали под начало своих мелодий (перебор клавиш в почти полной тишине), и звучало это почти троллингом.
Когда серия Гран-При была в самом разгаре, но уже вырисовывался состав участников Финала, мы шутили, что в Марселе будут три натуральных лозоновщины и один закос под неё от Зуевой. Оказалось, что и Шопена от Бобровой-Соловьева тоже можно записать в этот ряд. Ну, как минимум, первую его половину. Так что, остались одни Чок-Бейтс в черном и акробатике, упрямо гнущие шпильбандовскую линию, на них у нас были надежды, что не дадут уснуть в одном бесконечном перетекании под фоновый модерн.
Но на льду именно ЧБ оказались самыми скучными. Спортсмены не в форме - и так уже зрелище не вдохновляющее, а когда программы при этом просто обязаны исполняться идеально - совсем печально. Не говоря уж о том, что Кристофер Дин дожил до седых волос, но так и не уяснил: не все могут, как он. Вот и получился у нас «Under Pressure», что наверняка задумывался как новое слово, а превратился в задавившую исполнителей махину. Кстати, под эту пару косячников столько времени запихивали блестящих Шибутани.
Сложно было представить, что еще можно поставить для Шибутани, чтобы смотрелось не слабее прошлого «Fix You», но получилось сделать даже лучше. В записи мне вторая половина танца нравилась больше, но при живом просмотре первая заворожила даже сильнее: невесомое парение, выход за пределы сюжетности на уровень чистых идей, когда синхронность становится сама по себе «вау»-фактором, а танцоры в унисон двигаются и дышат. А пресловутых М и Ж (тм) додали Хаббел-Донохью, да так додали, что на их парном вращении из передних рядов начали долетать странные звуки.
При всем моём восторге от Шибутани, если построить альтернативный рейтинг произвольного танца, Хаббел-Донохью выиграли его в одну калитку, пусть в их танце нет модной воздушности, декадентского надлома или подчеркнутой акробатики. Зато есть сила, скорость и невероятной красоты скольжение. И химии хватит на всех озабоченных, неудовлетворенных и отдельно Бестемьянову.
«Шопеновская» часть танца Бобровой-Соловьева тоже достойно смотрится, стиль ничуть не менее других имеет право на существование. И все же, как говорил Ронни О'Салливан, «я могу определить класс игрока по тому, как он несет кий», именно классом владения материалом и своим телом проигрывают эти спортсмены. Боброва-Соловьев - не самые тонкие спортсмены с кругозором и глубоким пониманием музыки и хореографии, но они крепкие профессионалы с хорошей подготовкой, умеющие очень многое, и как раз тут очень бы помогла хорошая «вылизанная» современная постановка. Но фантазии Жулина в очередной раз хватило только на то, чтобы прилепить к цельному и стильному произведению кусок любимого Вивальди. Я тоже люблю Вивальди, но на первых же нотах и сменившихся на лихорадочные дерганья движениях фигуристов отчаянно захотелось пересмотреть произвольную Чана или трейлер «Джона Уика 2». У тех убедительнее получалось.
Главное событие и главная интрига Финала в танцах: действующие двукратные ЧМ против уже легендарных «возвращенцев» ОЧ. Думаю, Гайаге нагнала именная астральная поварешка за бостонские художества, при том, что сами-то Папдакис-Сизерон выступили далеко не по-чемпионски. Председатель сделал всё, что мог, но этого не хватило. У французов лучший короткий танец сезона, самая красивая песня, самая интересная постановка, но в произвольном после завораживающей первой поддержки действие сменяется множеством мелких наворотов, исполненных не лучшим образом. Прошлогодний танец был лучше, Моцарт был намного лучше. По чести, они не должны были обыгрывать этим танцем ни Шибутани, ни Хаббел-Донохью.
Вирчу-Мойр в новом стиле выступили с танцами, которые были бы еще лучше с другой музыкой. Чем им не менее покойный Боуи не угодил, не говоря уж о куче давно покойных классиков? И чем так угодил человек, которому удалось невозможное - угробить титульную песню к «бондиане»? Если в первой половине произвольного танца не представляешь, как и чем это вообще можно побить, то вокал Сэма Смита во второй задавил танец с уверенностью замбони: он гнусавит, хрипит и завывает, при этом спортсмены делают нечто другое - в других ритме, темпе и музыке. Возможно, Лозоны хотели оставить соперникам шанс. Но лучше бы утащили произвольный Чок-Бейтса.
А сразу после награждения танцоров большая часть зрителей, к огромному нашему удивлению встала и ушла: нет французов в следующих видах - нечего и время тратить.
В прошлом году в женском турнире ФГП собралось равное представительство трех держав, но в этом решили таких вопиющих нарушений не допускать: четыре россиянки и еще чудом умудрившиеся пролезть японка и канадка. Согласна с присутствием трёх россиянок, но там была еще и Сотскова, которую тянули за все места и сзади подпихивали. Между прочим, её хождение по льду пешком пришлось лицезреть вместо Эшли Вагнер (а я никогда не поверю, что Эшли бы не смогли пропустить в ФГП, если бы хотели). Даже не «песок - слабая замена овсу» ©
У Сатоко Мияхары для соревновательных программ два основных хореографа, Лори Николь и Том Диксон, и они меняются: один сезон Лори ставит короткую, а Диксон - произвольную, в следующем - наоборот. Этот сезон - произвольной от Диксона, и воинственная принцесса получилась даже круче прошлогодней лирической программы от Николь. Кто бы подумал, что этой воздушной дюймовочке настолько к лицу будет новый образ. Недокрут я увидела только один, а с теми самыми «преротейшенами» Уно прыгает, и ничего - ему можно, мимими. Даже если Мияхаре закрыли глаза на какие-то прыжковые недочеты, другим ставят оценки за несуществующие компоненты, баш на баш.
Но в короткой Мияхара проиграла Кейтлин Осмонд, и это было справедливо: при не менее качественной постановке канадка быстрее, ярче и эффектнее. Гладкое и мощное скольжение (не совсем Чан в юбке, но где-то рядом), высокие прыжки на скорости, плюс, в отличие от несколько интровертной японки, Кейтлин артистична на публику, а публика это ценит - Пятачок даже проснулась на её прокате. Еще бы стабильности ко всей этой красоте: произвольная, разгруженная до крайнего состояния «разбег-прыжок» могла бы произвести впечатление, будь там всё это отпрыгано идеально, когда же не получается - отвыкла я уже от таких пустых программ.
Остальные участницы «выездного чемпионата России» в который раз ввели меня в тупик: я ничего не понимаю в расстановке их по номерам. Медведева прыгает 3+3, но и Погорилая тоже прыгает, причем каскады у неё с лутцем. В катании она сильнее на голову, программы могли бы быть и получше, но это если сравнивать с Мияхарой, а не Медведевой. Я хоть и не рассмотрела традиционных художественных средств лицом, но в заломленных руках под драматичные аккорды не хватало только транспаранта «Где мои компоненты?» Внешне же взрослая, высокая и статная Погорилая однозначно выигрывает у чемпионки всего, удерживаемой в детском тельце с ножками-спичками и ручками-прутиками. Черствую меня слабо впечатляет прием «хрупкая маленькая девочка и глубокая серьезная тема», я на это еще у Липницкой насмотрелась. Натужная драма с посторонними звуками в музыке прошла мимо ушей, а вот бесстыжие глаза отметили, помимо завала на первом элементе, что и всё прочее прошло под знаком шатания пешком и ковыряния. См. Сотскова, и возвращаемся к вопросу: как умудрились найти между ними разницу в PCS, причем еще и такую.
Радионова - пример невезучести. Не попала по возрасту на Игры в Сочи, где вполне могла бы занять в сердцах место Липницкой (массовой публике без разницы, какая именно трогательная маленькая девочка всё прыгает за честь флага). В сезон 2014/2015, который должен был быть её, распрыгалась Туктамышева, а потом началось активное взросление. Тем не менее, за ней не заржавело съездить к Шэ-Линн Бурн за КП, поставить достойную произвольную и продолжать бороться.
Прокаты мужчин-одиночников ставили последними, и даже самые закаленные поклонники, проведя полдня на сиденьях без спинок, хищно скрежетали зубами на завалах. А мысли в голову приходили одна другой кровожаднее.
Без квад-лутца мы не остались, но Бояна в Финале, всё-таки, очень не хватало, это я почувствовала с первых же движений «Малагеньи». По качеству катания действующий двукратный ЧМ от китайского вундеркиндера уже не отличается, а «Спайдермен» у Бояна хотя бы заводной и веселый. Ибо хрен знает, что случилось с супергероем Человек-Подтяжки Хавьером Фернандесом за тот год, что я не видела его живьем. Похоже, что он достиг своего потолка, ушиб об него лоб, оттолкнулся и пошел обратно. Nb: смотреть испанца только в записи, где мастерство оператора и режиссера трансляции доводит его почти до пристойного уровня. Но когда ты смотришь это на катке, да с середины длинного борта, да на нормальном расстоянии, всё как на ладони: очень медленно, заметно неуклюже, и даже не утруждаясь изображением чего-либо, отвлекающего внимание, пока спортсмен отдыхает ногами. Пафосно-чеканные «фламенковские» позы, которые так красиво смотрятся на экране, живьем откровенно смешны. Что же касается произвольной, ай да Уилсон, придумал же такое: спортсмен стоит и отдыхает, а со стороны это кажется крутой связкой! Но эта пыль в глаза начинает раздражать, сколько ж можно, да так откровенно-то?!
Если пять лет называть Чана Птичкой, то на шестой он поставит программу под «Blackbird», и когда в музыке зазвучало чириканье, я всё-таки захихикала. Сразу после Фернандеса его прокат смотрелся избиением младенцев с особым цинизмом. В три раза быстрее и легче, по всему катку, а не топчась на пятачке, с идеальной осанкой и руками. Года четыре назад разница между чистым Чаном и отвалявшим Фернандесом составила бы баллов тридцать, но мир изменился (тм). Хотя, реальность - нет.
Я предлагала поставить Уно в пару с Фернандесом, чтобы разгонял - ну, я помнила прошлый год, когда Шома катался хоть и кругами на одних беговых, зато шустро. Но в этом сезоне на всех свалилась какая-то напасть, и для скорости им это танго придется танцевать втроём. Нужно звать Сатоко, чтобы подталкивала, если уговорить скоростную Осмонд - боюсь, ребята на ногах не устоят, и таскай их потом волоком по льду… КП Уно, как и в прошлом году, должна исполняться другим спортсменом, с другим телосложением и другой хореографической подготовкой. А его произвольное танго - иллюстрация другого метода «прикрыть отсутствие присутствия»: Уилсон навертел для Фернандеса растанцовки на месте и езду на двух ногах в статичной позе, а хореограф Шомы замаскировал бедность программы и шагов простым движением, но точно в музыку. «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад» © судейская панель.
Два прошедших в ФГП американца изобразили двуликого Януса: с одной стороны старорежимный прыжковый набор Риппона, с другой - четверные лутц и флип Чена. Возможно, мы присутствуем при очередном витке эволюции, и к ОИ в Пекине четверные будут исполняться так же, как сейчас тройные.
У Чена отличная «балетная» короткая, в которой он не только прыгает (увы, в Марселе прыгал плохо), и есть, чем выкатывать хореографию. Правда, ближе к финалу «Корсара» перед глазами возник темный образ ОЧ-2010 (несмотря на стройность и хорошие пропорции фигуры, юноша мелковат, росточка небольшого, эдакий вариант молодого Орсера, и для классического балета ему фактуры не хватает). Произвольную значительно облегчили, поставили четверные подряд, убрали все, что между прыжками, но сам факт такого проката уже заслуживает отдельной строчки в истории спорта. Хотя, этот без сомнения компонентный спортсмен пока что даже с таким смертоубийственным набором должен проигрывать мировым топам с чистым прокатом. Закономерно, что победителем в итоге стал спортсмен, который не сорвал ни одной программы. И с нормальной техникой прыжков.
Программы Юзуру Ханью в этом сезоне похожи на танцы Вирчу-Мойра: Принц в коротком, «лозоновщина» в произвольном.
Но даже не верится, что короткую программу поставил тот же Баттл, что и Гэри Мура, и Шопена. Может быть, дело в новом четверном и расчищенном под тех-контент месте, может, в не лучшей физической форме, из-за которой не удалось вытянуть программу даже такому харизматику, но это были чистые 10 баллов разницы между «Принцем» и «Blackbird» в пользу Птички. Учитывая тот финский стыд, который устроили «мужчины» в произвольной, на итоговую расстановку мест это бы не повлияло, зато продемонстрировало бы, что качество хореографии и катания еще что-то значит. Произвольная мне сперва показалась возвращением к прежнему стилю «Ромео», потом оказалось, что это стиль Лозона, замаскированный костюмом от Реста: движение и плавные переходы в струящейся мелодии. И кому бы кататься под музыку живого классика японской музыки, как не японцу…но воздушные фортепианные переливы Джо Хисаиши куда требовательнее, чем яркая акцентированная музыка Уэббера или Нино Рота, нужно быть хореографически идеальным.
Ханью начал «вечер воспоминаний», вызывая в памяти свои давние выступления: уникальные прыжковые способности, плюс, некоторым хореографам удавалось выдать общую расхлябанность за пижонскую небрежность. Фернандес тоже напомнил себя прежнего: мало того, что не катается, так еще и не прыгает толком. Но круче всех, без сомнения, отжег Чан, упав трижды, прямо как в старые добрые времена. Хотя, с математикой у него раньше обстояло получше, и он не забывал допрыгивать каскады, тут же мне видится влияние Жубера - не иначе, опять где-то пересеклись и выгуляли тараканов. Так что, титул, прилагающийся к пятому месту чемпионата мира, Чан уверенно защитил.
Грешным делом заподозрила, что они все что-то знают об этом Финале, например, что золотая медаль проклята, и победителю три года не видать удачи, вот и отмахиваются и отбрыкиваются от первого места. «А возьми это золото себе, а?» - «Нет уж, сам забирай». Или Вирчу-Мойр на радостях от выигранного, наконец-то, ФГП, всех угощали: Чан давний приятель, Ханью с Фернандесом тренируются в Канаде, тоже практически свои, Риппон сам напросился. Уно, возможно, трезвенник. А «Нафане» Чену не наливали - он несовершеннолетний.
На показательные я снова не осталась, хотя, номера многих исполнителей с интересом бы посмотрела. Но - рабочий долг, в отличие от болельщицкого, так не задавишь.