Эверест. Восточная (Кангчунгская) стена. 1983 год.

Dec 11, 2012 10:53

Источник: www.climb.od.ua

Не умничания ради, а в качестве разгона:-))

Эверест, грубо говоря, имеет три грани (стены). Южную (Юго-Западную), Северную и Восточную (Кангчунгскую).





Юго - Западная стена.



Маршруты по Юго-Западной стене.



Северная стена.



Маршруты по Северной стене.



Восточная (Кангчунгская) стена.



Маршруты по Кангчунгской стене.



Разгон закончен. Теперь, собственно, рассказ о первопрохождении Кангчунской стены, написанный Audrey Salkeld и любезно переведенный для нас Элей.

Кангчунгская стена: истсайдская история.
Всё больше альпинистов приходят к Эвересту, и новые маршруты появляются на его суровых склонах. Гребневые маршруты - самые простые, и они были пройдены первыми. Юго-восточный гребень сдался Хиллари и Тенцингу в 1953 году, а Северо-восточный - китайцам, семь лет спустя. Американцы сделали заявку на следующую победу, пройдя значительный участок Западного гребня. Только после этого альпинисты обратили свои взоры на великие стены Эвереста.

Тибетская сторона горы оставалась закрытой для иностранцев с 1939 до начала 80-х годов, что делало недосягаемыми две из трех больших стен. Поэтому первой была покорена крутая Юго-западная стена, несмотря на труднопреодолимый скальный пояс, пересекающий её выше 8000 метров. Это сделала экспедиция, возглавляемая британцем Крисом Бонингтоном, в сентябре 1975 года. Затем, весной 1980-го, японские альпинисты Цунео Шигехиро и Такаши Озаки сделали первое полное прохождение Северной стены. После этого непройденной осталась только одна, самая большая, стена.



Пугающе крутая, укрытая снегом и льдом, Восточная, или Кангчунгская, стена Эвереста была отвергнута как путь для восхождения Джорджем Мэллори во время разведки в 1921 г. Это было бы самоубийством - пробовать идти по ней, считал он, описывая огромные ледники, угрожающе нависшие над скальными участками стены:
«Не нужно долго наблюдать, чтобы понять, что почти везде...есть опасность ледяных обвалов;...продвижение будет слишком трудным, займет слишком много времени, удобных площадок не будет; говоря короче, другие люди, менее благоразумные, могли бы попробовать, но, определенно, это не для нас».

«Другие люди, менее благоразумные» появились только через 60 лет. Когда в 1980 году китайцы начали разрешать иностранцам въезд в Тибет, среди первых, кто приехал, были американцы, направляющиеся к китайской вершине Гонгга-Шан. Один из них, Эндрю Харвард, заехал в Тибет после восхождения, чтоб хорошо осмотреть Кангчунгскую стену. Так ли она неприступна, как думал Мэллори?

Трехдневная поездка на грузовике из столицы Тибета Лхасы привела его в Кхарту, где дорога заканчивалась. Здесь Харвард нанял пару погонщиков яков, которые проводили его к леднику Кангчунг под Восточной стеной. Это был захватывающий трек через густые рододендроновые леса, альпийские луга и высокие перевалы в уединенные долины. На третий день маленькая экспедиция повернула за угол, и перед ними открылась устрашающая Кангчунгская стена.

«Я не был готов к такому зрелищу», - писал Харвард позднее. « Неожиданно я столкнулся лицом к лицу с огромной массой льда и скал, пронзающей небесный свод. Я надолго замер перед величием этого зрелища - фактически неизвестной пока восточной стены Эвереста». Пока он смотрел, высоко на стене, в дюжине миль от него, с ледника сошла лавина. «Увеличивая скорость и размер по мере продвижения по стене, лавина летела вниз через огромные трещины в скалах, и превратилась в облако ледяной пыли, взорвавшись от удара об поверхность Кангчунгского ледника».

Лавина! Тонны снега с грохотом сходят вниз по Кангчунгской стене. С 1921 года, когда альпинисты впервые начали попытки восхождений на Эверест, лавины были главным убийцей. К 2000 году 49 человек на Эвересте настигла Белая Смерть.



Это всегда будет проблемой на перегруженной, протяженность в две мили, стене - теперь он мог точно видеть, что имел в виду Мэллори. При таком большом количестве висящего льда, нужен только малейший импульс - больше снега, ветер, изменение температуры, упавший камень - чтобы лед рухнул вниз. И это будет почти непредсказуемо. К тому времени, когда вы услышите грохот лавины или почувствуете воздушную волну, будет слишком поздно.

В течение двух дней Харвард наблюдал, как освещается стена. В смене света и тени медленно проступали её черты. Пять длинных ребер или скальных гребней, сжатые вместе, как пять пальцев, спускались вниз к Кангчунгскому леднику. Над ними бесформенная куча снега и льда была собрана в мульде верхней части стены. Эта нестабильная масса - висячий ледник Мэллори - была постоянным источником лавин. Харвард мог видеть трещины и полки, по которым можно было бы проложить маршрут. И, что ещё важнее, он заметил слабо выраженное ребро, выходящее к верхней части стены. Если бы восходители смогли продвигаться по нему, думал он, они были бы вне досягаемости основной массы лавин. 
«Это было бы трудно и опасно», сообщил он Американскому альпинистскому клубу, «но не невозможно, и не самоубийственно». Вне всяких сомнений, это была самая трудная задача, оставшаяся на Эвересте.

Рассвет на Канчунгской стене.



В конце августа 1981 года прибыла первая альпинистская команда, группа известных американских восходителей под руководством Ричарда Блума из Сан-Франциско. Лу Райхардт был лидером команды, а китайским офицером связи, сопровождающим экспедицию, был никто иной, как Вонг Фу Жу, взошедший на Эверест в 1960. Харвард был одним из членов команды, и сэр Эдмунд Хиллари тоже присоединился к ним - не как восходитель, а чтобы поддержать команду из базового лагеря.

Первая задача, которая стояла перед экспедицией - пролезть гигантский скальный бастион, который выведет с ледника на самую южную оконечность «ребер-пальцев». Это, в свою очередь, приведет к выходу на снежные поля над замеченным Харвардом «неявно выраженным ребром». Однако, проще сказать, чем сделать. Для них было шоком столкнуться со сложным, 1200 метровым, часто вертикальным, скальным участком, который пересекали острые, как нож, снежные гребни.

Полтора месяца они работали на бастионе Лоу, он стал известен, благодаря самоотверженным усилиям Джорджа Лоу, который проделал большую часть работы первым. Один из участков назвали «Аллея боулинга». Это был наклонный кулуар, над которым угрожающе нависала бахрома 15-ти метровых сосулек. По нему постоянно со свистом проносились камни и куски льда.Это были боулинговые шары, а альпинисты были кеглями. 
Наконец были установлены три лагеря, а между ними провешены перильные веревки. Третий лагерь, на верхнем конце трещины, они называли Шлемом. Отсюда, с высоты 6500 метров, они надеялись атаковать оставшуюся часть маршрута.

Однако, они провели в этом лагере всего одну ночь, и были вынуждены спуститься на базу из-за свирепого шторма.
К этому моменту у некоторых членов команды появились опасения. Может быть, эта восточная стена действительно слишком сложна и опасна. Несколько альпинистов заболели и страдали от различных проблем с дыхательной системой, пищеварением и небольших травм; все очень устали от холода за предыдущие недели. Они устроили совещание, чтобы обсудить, что делать дальше.

В начале октября те, у кого остался энтузиазм, вновь начали борьбу. Если они смогут продвигаться быстро, все ещё есть небольшой шанс, что одна или две связки смогут взойти на вершину перед тем, как наступит зима. Выпало много свежего снега, и приходилось заново пробивать тропы, откапывать лагеря и снаряжение. Наконец, в ясную, холодную погоду они опять добрались до Шлема. Но большие трещины преградили путь наверх, и состояние снега вызывало опасение. Он неплотно держался на склоне и угрожал сходом снежных досок. Благоразумно, хотя и с большой неохотой, Райхардт свернул экспедицию. Высшая точка, которой они достигли, находилась на высоте 7130 метров.. Хотя это означало, что оставалось ещё более, чем 1700 метров, до вершины, они уже пролезли самую трудную часть маршрута, и поклялись вернуться и закончить его.



Сдержав слово, восемь из этих альпинистов в августе 1983 вернулись в Пекин, где встретились с Вонг Фу Жу и переводчиком, господином Цао. В этот раз их руководителем был Джеймс Моррисси, и команда была подкреплена шестью новыми сильными альпинистами. Это были Карлос Булер, Джей Кассел, Дэйв Чизмонд, Дэвид Кумбс, Крис Копчински и Карл Тобин. Здесь был также и Джон Бойл, который приехал не как восходитель, а выступал в необычной для себя роли «инженера экспедиции».

Он планировал установить лебедку и веревки протяженностью 1200 метров, которые смогут поднять тяжелые грузы до трещины Лоу. Но оказалось, что установить такую длинную подвесную дорогу, приводимую в движение переносным генератором, слишком сложно. Вместо этого Бойл и Кассел смонтировали две более короткие системы на крутых участках. Использование механических систем вызвало дискуссии, не все члены команды приветствовали такой подход. Подъем грузов с помощью этой системы не увеличил скорости продвижения по сравнению с тем, когда грузы поднимали на своих спинах альпинисты. Но люди были определенно менее уставшими, когда добрались до Шлема - и могли утешать себя тем, что в 1981 году команда поднимала сюда все грузы вручную.

К концу сентября все 13 альпинистов благополучно добрались до Шлема, запасшись 800 кг. провизии. Это место стало передовым базовым лагерем, из которого группы из трёх, четырёх или пяти альпинистов по очереди пробивали тропу и продвигались вверх по маршруту. Таким образом, было установлено ещё три лагеря, самый верхний - на высоте 7850 м. Из него открывался великолепный вид: на севере - Тибет, на востоке - красавица Канченджанга.

Pinsetter Camp.



7 октября Булер, Ким Момб (из команды 1981 года) и Райхардт добрались в этот высотный лагерь и постарались съесть и выпить как можно больше. Они проснулись в три часа утра, и, медленно двигаясь в разреженном воздухе, вышли из палатки в 4:30, по колено в снегу.

Маршрут первопрохождения Кангчунгской (восточной) стены Эвереста, который в верхней части выходит на юго-восточный гребень. Разведанный в 1981 году и пройденный осенью 1983 американской командой, крутой и потенциально опасный, он ещё никем не был повторен.



После шести часов очень тяжелой работы трое альпинистов вышли на юго-восточное ребро Эвереста, на высоте 8500 м. Теперь они начали двигаться по стандартному маршруту, идущему из Непала через Южное седло, и впереди них шла группа людей, которые поднялись сюда по этому пути. Это были члены японской экспедиции, делавшие бескислородное восхождение, и американцы быстро их обогнали.

Теперь идти стало легче, по крайней мере, состояние снега стало лучшим. Крутизна склона, ведущего на Южную вершину, была гораздо большей, чем ожидали американцы. Тем не менее, они шли быстро, и достигли вершины в 14:30, при тихой погоде. Восхождение по восточной стене было, наконец, сделано.

Карлос Булер на вершине Эвереста.



Они благополучно спустились вниз, чего нельзя было сказать о группе, которую они встретили раньше. Двое японцев и шерпа не пережили этот день.

9 октября ещё трое из экспедиции на восточную стену взошли на вершину: Джордж Лоу, Джей Кассел и Дэн Рейд. Третья попытка, предпринятая другими членами команды несколькими днями позже, не удалась из-за жестокого шторма, пришедшего со стороны Непала и Индии. Последние альпинисты покидали гору в плохую, зимнюю погоду, и вокруг них сходили лавины из свежего снега.

Им повезло вернуться без потерь. Это восхождение никто не повторил. На восточной стене в 1988 г. был пройден ещё один маршрут, в стороне от страшного бастиона Лоу.

Сердце Гималаев



А вот Дневник Карлоса Булера, о непростых взаимоотношениях в экспедиции, везении и радости от победы.

альпинизм

Previous post Next post
Up