Сухие справочники о травме Сабониса говорят так.
В 1986 году в матче против югославской «Цибоны» Арвидас травмировал ахиллово сухожилие. Травма оказалась очень серьёзной, потребовалось лечение в Центральном институте травматологии и ортопедии в Москве. Первый матч финала чемпионата СССР травмированный игрок пропустил, и его родной клуб уступил ЦСКА. Литовские спортивные руководители убедили руководство Госкомспорта СССР, что Арвидас Сабонис вполне здоров и может принять участие в оставшихся играх. Усиленный своим лучшим центровым, «Жальгирис» сумел дважды обыграть ЦСКА и стать чемпионом СССР, но буквально через два месяца на тренировочном сборе у Арвидаса произошёл повторный разрыв ахиллова сухожилия правой ноги.
После длительного лечения и рецидива травмы Сабонис прошёл реабилитацию в США. В августе 1988 года он вернулся на родину, где приступил к подготовке к Олимпийским играм. Арвидас провёл полтора года вне баскетбола, впервые появившись на площадке на Олимпийских играх в Сеуле в матче против команды Югославии.
Но мы-то понимаем, что эта беда с ахиллом стоила карьеры если не лучшему, то одному из лучших центровых за всю историю баскетбола! Эх, если б не эта травма, быть бы Сабонису легендой наравне с Майклом Джорданом!
1987 год. Новогорск. Сборная СССР готовится к Чемпионату Европы. Аннушка уже пролила масло, т.е. Уборщица уже вымыла пол в зале, но он еще не просох, был влажный. Гомельский, главный тренер сборной, задерживался на каком-то совещании и тренировку начали без него. Может быть, и не случилось бы беды, если бы Александр Яковлевич был на месте и отложил начало занятия.
Но его не было и тренировка началась. Во время очередного ускорения на мокром полу подскользнулся Арвидас Сабонис… Это было страшно. Звук от вновь порванного ахилла слышали все, кто там присутствовал.
Время пошло на секунды и врач команды схватился за телефон, чтобы спасти лучшего игрока, а заодно и всю команду. Чем быстрее начать действовать, тем быстрее спортсмен восстановится!
Но лучший хирург вильнюсского ЦИТО был на выходных и по городскому номеру отсутствовал, а мобильников тогда еще не существовало и в помине. Тогда Гомельский пошел ва-банк и решился позвонить первым лицам республики. Им было объяснено, что если операцию не сделать срочно, то Сабонис не то что играть не сможет, а есть риск вообще остаться инвалидом. Его услышали, прислали самолет и через пару часов уже оперировали.
Прошло какое-то время и национальный герой Арвидас Сабонис вновь неудачно подвернул ногу (на лестнице) и вновь травмировал ахиллово сухожилие. В этот раз его лечили в США и в Москву он вернулся как раз под отбытие на Олимпийские Игры 1988 года. Отыграл там практически на одной ноге и помог сборной выиграть турнир во второй раз в истории.
Но речь не о том.
Это злосчастное сухожилие не позволило одному из лучших центровых мира за всю историю игры полностью реализовать свой талант. Вы помните Сабониса? Он первый, кто из больших опускался аж за трехочковую линию, он бросал дальние броски, он даже разыгрывал! И это при росте 220 и соответствующем весе!
Нагрузка на ахилл была просто сумасшедшей, ведь он прыгал и ускорялся как все остальные баскетболисты, не как центровой! После первого разрыва подсознательно берег ахилл этой ноги, давал нагрузку на вторую (пока что здоровую) ногу больше, чем она могла выдержать и, конечно, порвал и второй ахилл.
Кинезио тейпов тогда не существовало и Сабониса тейпировали обычными бинтами. Это тоже не добавляло скорости реабилитации. Да и способы восстановления и лечения тоже были далеки от современных.
Нынешние врачи утверждают, что если бы тогда существовали такие методики как сейчас, такие же приборы, оборудование и кинезио, то играл бы Сабонис еще долго и еще долго радовал бы поклонников своих и не только.
Вот что Дино Раджа сказал о Сабонисе в 1995-м: «Если бы не травмы, то Саба был бы лучше Дэвида Робинсона. Поверьте - он был настолько хорош. В 1985-м он был просто зверем. Передвигался по площадке как Ральф Сэмпсон. Мог ставить сверху и поливать из-за дуги. Он мог бы быть участником Матча всех звезд десять лет подряд. Чистая правда, поверьте мне!».