Китай влюбился в марафоны: почти полторы сотни забегов за весь прошлый год - резкое увеличение показателей 2014-го.
Больше стартов - значит, больше туристов. Больше поступивших в национальную спортивную экономику денег. Больше участников и больше занятых в отрасли сотрудников. И тех, и других - с минимальным опытом.
В конце марта Цинъюань (провинция Гуандун) принимал марафон-двадцатитысячник. После финиша медицинская статистика потрясала: к врачам обратились 12 тысяч бегунов. Помимо стандартных жалоб на растяжения, судороги и надрывы, у многих преобладали симптомы отравления: боль в животе, тошнота, температура.
«Медперсонал сработал отлично, - отметили потом в оргкомитете. - 12 тысяч процедур оказания первой помощи за пять часов - это просто фантастические цифры».
Когда 17 человек (5 из них - в критическом состоянии) в машинах скорой помощи разлетелись по госпиталям, стартовала проверка.
Асфальт финишного городка подозрительно скрылся за надкушенными батончиками из подарочного набора - такой по окончании забега получил каждый участник. Обертку батончика, кроме аппетитных виноградинок, сопровождала надпись на английском: фруктовое мыло, экстра-увлажняющий крем.
Сотни бегунов (а возможно, и тысячи - точную цифру определить не удалось), не знакомые с английским языком, сразу после финиша утолили голод мылом.
«Упаковка действительно оказалась очень похожа на упаковку от шоколадки. Кроме того, на обертке не нашлось никаких иероглифов, понятных для участников, - только надпись на английском. Это наша небрежность», - организаторам пришлось покаяться.
Как выяснилось чуть позже, мыло оказалось еще и самым дорогим предметом в финишном наборе. По задумке, каждый бегун после финиша должен был отправиться в душ, чтобы использовать там подарок.
Обошлось без жертв. Без шуток - нет. Кто-то из бегунов, не попавших в мыльную ловушку, заметил: «10 тысяч человек одновременно едят мыло на улице. Китай - земля чудес».