Пересобери свой чемодан (длиннопост-лайфхак для интересующихся)

Mar 28, 2015 22:26

Иногда наступают такие времена, когда жизнь ощущается чем-то вроде тяжелого, громоздкого советского чемодана. Его неудобно тащить с собой, он слишком большой, у него тугие застежки - но без чемодана никак, иначе некуда девать его содержимое. Задача - трансформировать чемодан. Превратить этого нежизнеспособного динозавра в удобный, легкий и функциональный чемодан на колесах. А то и вообще в рюкзак. В идеале - в сумочку Гермионы Грейнджер. Вместилище для того, что вы несете с собой, должно быть а) легким; б) вместительным; в) эргономичным. Иначе говоря, в жизни должно быть достаточно пространства для необходимого, необязательного приятного, плюс некоторое количество свободного места. Свободное место - это наш персональный первый закон термодинамики. Для того чтобы в жизни был прогресс, динамика и изменения, нужно, чтобы эти изменения куда-то легли. Если в чемодане нет пустого места, положить новое содержание будет некуда. Поэтому никогда нельзя забивать его под завязку и прыгать сверху, пытаясь утрамбовать содержимое. Чемодан должен закрываться легко, открываться легко, и в случае необходимости туда должны влезать сувениры, купленные спонтанно на блошином рынке где-нибудь на краю света - ну вы поняли метафору.

Иногда моя жизнь начинает мне напоминать на уровне ощущений этот самый советский чемодан. Тогда я говорю себе "стоп" и включаю наблюдателя. Обычно очень быстро удается отследить, где и чем переполнен контейнер. Он может быть переполнен людьми, событиями, ответственностью (нужной и не очень), инициативами (важными и не особенно), работой, вещами, информацией.
Время от времени такая фильтрация и "генеральная уборка" личного пространства необходима - особенно сегодня, в связи с невероятным количеством информационного и физического мусора, который обрушивается круглосуточно на наши бедные головы, где бы мы ни находились. У меня сейчас наступил снова этот период фильтрации - после того, как я поняла, что меня скоро начнет физически тошнить от переполняющих чемодан ненужных вещей. Я делаю это не первый, не второй, и даже не третий раз - в разные периоды жизни использовала плюс-минус одинаковый метод, наверняка изобретенный изначально не мной, но всегда эффективный. Поскольку сейчас он окончательно оформился, делюсь с миром.

Главная ошибка - "менять свою жизнь с понедельника". Так же, как в психотерапии, ошибочно хотеть быстрого результата, и пытаться облегчить свой микрокосм вотпрямщас. Я человек хаоса, и наверняка люди хаоса меня прекрасно поймут, потому что организация и упорядочивание своего микрокосма является единственным способом этот хаос удержать и направить в продуктивное русло. Эта организация требует поэтапной работы.

Пункт первый - это тело. Ну да, чего еще можно ожидать от психотерапевта, с одной стороны - и с другой, именно с тела начинается наше личное пространство. На теле завязаны внутрипсихические процессы, на теле они же и проявляются в случае кризиса. Поэтому начинать надо не с понедельника, а с телесной перестройки - и желательно, прямо сейчас. Если жизнь превращается в неконтролируемый сумбурный бардак, дела валятся из рук, ежедневник горит синим пламенем, в голове пиздец и хроническое переутомление, и из чемодана вываливается чье-то нестиранное нижнее белье - и это не аврал, а повседневное состояние - на теле это будет отражаться точно так же.
Начните с собственных биоритмов и режима. Это звучит очень скучно, ага. Но телу порядок нужен не меньше, чем всему остальному. Организм - это индивидуально настроенные часы. Чтобы они тикали без сбоев, им нужен режим дня, нормальное питание и физическая активность. Хотя бы минимальные нагрузки, чтобы поддерживать мышечный тонус. Мой персональный рецепт фильтрации пространства номер раз - неделя режима тела. Примерно одно и то же время подъема и сна, следить за рационом питания и выкинуть оттуда ко всем чертям вредную и "быструю" еду, не пропускать приемы пищи (даже на работе), режим спорта (прогулки, велотренажер, зал, танцы, йога - что угодно, но регулярно и по плану). За одну лишь легкую и здоровую еду вкупе с восьмичасовым сном уже через неделю тело скажет спасибо. А чемодан станет заметно легче. Про правильный рацион питания подробнее я многократно писала под тэгом " душевная кухня".

Пункт второй - это материальный мир. Иначе говоря, пространство, в котором тело живет. Совсем грубо говоря - дом. В моменты "пересобирания чемодана" я очень четко ощущаю практически физическую потребность избавиться от лишнего, и этот процесс занимает разное время - от нескольких часов до нескольких дней. Каждый день надо выделять немного времени на ревизию, в ходе которой вы диву будете даваться, сколько у вас забытых, потерянных или просто отложенных в дальний угол нужных и не очень вещей. В ходе таких ревизий выбрасываются горы мусора, обнаруживаются классные находки, формируется список "продать" или "отдать". От вещей, которые не нужны, нужно избавляться. Чемодан станет еще легче, а вам станет легче дышать. Я нынче, например, продаю часть одежды (дорогие сценические костюмы), а некоторые обычные вещи отдаю бесплатно через ДаруДар. Ненужная вещь утяжеляет пространство дома, давит на мозг, и когда она уходит - становится физически просторнее и чище. Избавьтесь от лишнего, а нужное храните в порядке. Так, чтобы можно было достать, не рискуя быть задавленным чучелом пыльного медведя, упавшим с антресолей. Ну и очевидный пункт - чистота. Поддерживать чистоту на самом деле не так сложно, если не выделять на уборку целый день раз в неделю. Вместо этого можно выделять на нее 10-15 минут в день. Протереть пол в одной комнате - 5 минут. Вымыть посуду сразу после еды - экономия 10-20 минут, как на мытье самой посуды, так и на чистке раковины после. Протереть плиту после готовки - экономия еще 10-20 минут на будущей "генеральной мойке кухни". Если каждый день что-то делать, генеральной уборки не понадобится. Бытовуха - не адский враг, а просто спутник комфортной жизни, который не заслуживает того, чтобы на него тратили нервы. Сделай уборку максимально комфортной, пользуйся современными технологиями, и домашние дела перестанут бесить. Я например вытираю пыль одноразовыми влажными салфетками для мебели. Дико удобно. В общем, все вышеописанное - и дом вздохнет свободно, избавившись от ненужного груза. Как и вы.

Пункт третий - дела и люди. Упорядочивание дел - самое сложное. Я действую по принципу банки с камнями.
Представьте, что у вас есть: большая банка, горсть булыжников, горсть песка и вода. Если налить в банку воду, в нее не влезут ни булыжники, ни песок. Если засыпать ее песком, можно налить воду при желании, но не влезут булыжники. Если сначала положить камни, затем - засыпать песок, а затем - воду, получится поместить в банку все три материи. Песок займет пространство между камнями, а вода впитается в песок.
Камни - это самые важные, необходимые, неотложные дела, которые могут быть как приятными, так и неприятными. В "сетку" бытия в первую очередь нужно вставлять именно это - важное, главное, ключевое. Этих дел не должно быть слишком много, иначе чемодан стошнит. Если слишком много - делайте градацию внутри важного. Что САМОЕ важное. А что - не самое. Песок - менее значимое. Вода - все остальное. Ну вы поняли, да. Промежутки между важным заполняются на ваше усмотрение, и там должно оставаться свободное время. В противном случае, воздуху будет некуда деваться, и мы все задохнемся нафиг.
Наконец, провести еще одну ревизию - на сей раз, невыполненных задач. Если что-то отложено на потом, не сделано, ждет своей очереди уже месяц\год - либо выполнять прямо сейчас, либо выбрасывать из своей жизни вообще. Груз невыполненных дел тащит назад хуже, чем неубранная квартира и доширак на работе. Избавление от этого делает чемодан легче процентов на 60.

Красной нитью через все вышеописанное проходит умение отдыхать. Причем отдыхать продуктивно, делая то, что хочется, получая от этого максимум удовольствия и впечатлений. Это кстати тоже сложная задача.


psycho, мысли вслух, бытие мое

Previous post Next post
Up