Патология: "переходи на темную сторону, мы играем в смерть"

Jun 05, 2013 23:06


Быть может, тревожное искание цели человеческой жизни и есть не что иное, как проявление смутного стремления к ощущению наступления естественной смерти (С) И.МечниковЕще госпожа Шпильрейн, ученица Юнга, утверждала, что одной из ведущих движущих энергий человеческой психики является мортидо - стремление к смерти, прямая противоположность либидо и его вечное дополнение. Смерть - это, пожалуй, единственное божество, которое действительно бесстрастно, безоценочно, безусловно. Я с каждым годом все глубже погружаюсь в близкие взаимоотношения со смертью, а фильм "Патология" Майка Шоллерманна стал одной из прекрасных иллюстраций мортидо для моей коллекции.

Интернет пестрит отзывами, характеризующими "Патологию" как "напряженный, но довольно скучный фильм про патологоанатомов-маньяков". Ни черта эти зрители не поняли. На самом деле "Патология" - это фильм о влечении к смерти. О том мортидо, которое все как можно сильнее от себя отталкивают, не желая осознавать свою неразрывную с ним связь.


Вообще прежде чем говорить о сюжете, хочу расхвалить на пять с плюсом режиссерскую и операторскую работу. В наше время засилья спецэффектов и 3D-очков все реже встречаются фильмы, снятые действительно хорошо не за счет спецэффектов, а за счет прекрасной операторской работы и гениального монтажа.

Молодой и амбициозный доктор Грей, перспективный патологоанатом, выигрывает грант и поступает в интернатуру в престижный госпиталь. У него есть все, о чем можно мечтать - шикарная невеста, расположение авторитетных знакомых врачей, большая зарплата и карьера судебного медика.


В интернатуре тем временем уже образовалась теплая компания таких же талантов, которые не спешат делать доктора "своим", поскольку не слишком желают делиться с ним "сексом, наркотиками и рок-н-роллом". Через какое-то время доктор выясняет, что секс и наркотики в теплой компании вполне обычные, а вот рок-н-ролл - специфический. На любителя рок-н-ролл, прямо скажем.


Талантливые судебные медики развлекаются. Играют. Игра проста: когда настанет твое время водить, нужно убить, принести труп в заброшенный морг в старом корпусе больницы, а остальные участники игры должны отгадать, как именно убита жертва. Каждый старается как можно изощреннее, чтобы отгадать было труднее. Убийство превращается в изысканное творчество, способное удивлять. Руководит игрой Джейк Гало - психотичный, но обаятельный персонаж, для которого игра становится смыслом жизни.


Впрочем, доктор Грей не стремится никуда выходить. В фильме есть момент, когда он говорит "Я ухожу", но ему бы не поверила даже моя бабушка. Причина - в том, что это не стандартный сюжет, где гуманный юный мальчик попадает в сети злобных уродов, которые учат его плохому. Причина - в мортидо. В самом начале от главного героя звучит следующая фраза:
"Нам не нужна причина для убийства. Зачем для этого причина? Мы животные. У нас есть потребность убивать, естественная, простая, и сейчас мы должны были бы убить друг друга, но у нас есть цивилизация, социализация, и вместо убийства мы сидим, пьем пиво и треплемся. И если бы можно было остаться безнаказанным, убить кого угодно, желаете знать? Я бы убил кого угодно. И вас всех тоже."
Именно поэтому он ни секунды не испытывает чувства вины за свое участие в игре. Его беспокоит все что угодно, начиная от карьеры и репутации, заканчивая собственным обликом в социуме, но только не чувство вины.
"Ты чувствуешь вину, но это только иллюзия. Чувства вины не бывает"


Сюжет не создает ассоциации с человеком, который поехал за одним, нашел другое, и в результате оказался не по своей воле не в том месте и не в то время. Доктор Грей как раз оказался на своем месте. Бесстрастный, неэмоциональный и безупречный - как сама смерть.
После того, как Гало убивает его невесту, он говорит: "Я художник. Я создал шедевр. Ты мой главный критик". И Грей, хладнокровно проводящий вскрытие собственной любимой девушки, чтобы выяснить, как именно был создан "шедевр", достоин восхищения. После этого он, в точности повторив сценарий "шедевра", убивает Гало. "Заглянем внутрь, коллега", - говорит он умирающему Гало, и вскрывает его грудную клетку скальпелем.


Крови в "Патологии" немного. Зато много откровенного садистского секса, с иглами для аккупунктуры, со скальпелями, прямо на железных столах в прозекторской рядом с только что вскрытыми мертвецами. В эпизодах "18+" стоит отдельно аплодировать операторам. Именно эти эпизоды - высшая точка влечения к смерти как неотъемлемой части влечения к жизни. Рядом с ними постельные сцены дома у главного героя, где он всего лишь любящий и ласковый студент, просто теряются и меркнут, как незначительные. Потому что от этого можно отказываться, можно упорно отталкивать это осознание, но нет вещей более близких и единых, чем секс и смерть.
Динамичное, резкое, честное кино. Прямо так и хочется дать ему имя "Анатомия человеческой деструкции" - как у Эриха Фромма.

Трейлер

image You can watch this video on www.livejournal.com



рецензии, фильмы

Previous post Next post
Up