У меня был один знакомый, который говорил: "Я, конечно, наверное бог, но в первую очередь я просто Женя". Мы уже давно не общаемся, но эту дурацкую фразу я запомнила надолго, потому что действительно - у огромного количества людей невероятные проблемы с дифференциацией ролей.
У каждого из нас есть то, что Юнг называл персоной, социальной маской, ролью в определенном социальном срезе. Персон может быть огромное количество, и в зависимости от окружения и обстановки они меняются. Это нормально. Другое дело, что кругом можно наблюдать слияние с персоной. Люди срастаются с ролью, тотально идентифицируются с ней, она становится для них частью идентичности. Тем временем, маска прирастает. Прирастает постепенно, незаметно, однако через какое-то время оторвать ее можно будет только вместе с кожей.
Как определить? Очень просто - достаточно спросить у человека "ты кто?". Кто-то назовет свое имя, кто-то задумается и начнет перечислять, загибая пальцы. Кто-то скажет - "Ну я не знаю... Человек, а кто еще?". А кто-то, не задумываясь, ответит: "Студент". Или "Бизнесмен". Или "Примерная дочь". Или "Мать". Речь не о том, что конкретно эти роли не существуют: они существуют, еще как, каждый из нас в них живет - но это всего лишь одна из персон. Ты можешь быть студентом в институте, женой или мужем - дома, предпринимателем - в собственном офисе. Эти роли естественны, каждый в них живет, но нужно помнить, что ты - многоядерный. Что вокруг твоего внутреннего ядра крутятся "электроны" этих ролей, но не соединяются с ним в неразрывный союз. В противном случае происходит слияние, когда человек внутренне идентифицирует себя лишь со студентом, предпринимателем, врачом, воспитателем... Таких примеров тысячи, и это слияние с социальной ролью, неспособность разделить личное и профессиональное, приводит туда, куда не светит солнце.
Мне иногда в совершенно неформальной обстановке во время какой-нибудь дурацкой беседы напоминают: "Ты же психотерапевт". А я могу ответить, что да, без сомнения. Но вот здесь и сейчас, когда мы пьем какие-нибудь коктейли и обсуждаем всякую ерунду в дружеской обстановке, я не психотерапевт.
Я психоаналитик со своими клиентами и коллегами. Я психоаналитик, как только я захожу в свой кабинет, открывая дверь ключом. Когда я психоаналитик, у меня меняется выражение лица, меняется манера ходить, сидеть и говорить. Неуловимо, но заметно. Меняется репрезентация. Но, стоит мне выйти из кабинета, я перестаю быть психоаналитиком. Я прихожу домой и становлюсь обыкновенной теткой, которая любит тяжелый рок, делает маникюр, (о ужас) копается на модных сайтах, и занимается еще бог знает чем. Когда я просто иду по улице, я не психоаналитик. Даже когда я сижу дома и с комфортом читаю Юнга, я все равно не психоаналитик.
Потому что я в любой момент могу аккуратно снять эту персону, почистить ее и повесить в "шкаф".
Потому что у меня нет проблем с дифференциацией личного и профессионального, и профессия у меня не обуславливает внутреннее ядро. Это, напротив, ядро обуславливает профессию. Как и все остальное оно тоже обуславливает.
Именно поэтому я не добавляю клиентов в друзья в соцсетях, а адрес этого жж не светится на публичных страницах. Именно поэтому я никогда и ни при каких обстоятельствах не допущу пациента к себе домой. И да, я действительно не всегда хочу говорить о своей работе - несмотря на то, что действительно ее люблю. Потому что мне есть о чем поговорить еще. Например, обсудить мужиков. Или поругаться матом. Или посмотреть американский боевик. Или потратить кучу денег на шопинг.
Некоторые люди же вызывают недоумение - глядя на них, начинаешь подозревать, что они даже в постель ложатся в чисто выглаженной рубашке, туфлях, с портфелем и бейджиком с указанием должности.