С ПРАЗДНИКОМ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ !

Apr 13, 2014 12:42

Поздравляю всех христиан, придерживающихся юлианского стиля, с великим праздником Триумфального Входа!

Я, увы, болею, все последнее время и не смогу сейчас сказать сколько-нибудь пространную толковую проповедь. Но день слишком значителен, и радость играет в моем сердце, как солнечный луч на воде, потому скажу те несколько слов, которые просятся сами собой.

Обычно мы представляем Вход Господень в том смысле, что Господь с толпой, стекшейся к Нему после вчерашнего воскрешения Лазаря из ближайших сел, отправляется в Иерусалим, где его приветствует легковерная городская чернь, величая царем и оказывая царские почести, которые он впервые, как должные, и принимает. В этом случае Вход Господень понимается как манифестация естественной Господу божественной царственности, сокрытой до того под «рабьим зраком».

Хотя это понимание события является и общепринятым, я не разделяю его вот по каким причинам.

Во-первых, если Триумфальный Вход это манифестация божественности, то она находится вне связи с такой манифестацией на Фаворе: как потому, что на Фаворе (как и позднее по Воскресении) Исус является верным, а не профанам, так и потому, что фаворская манифестация показывает Небо, сошедшее на землю (как в общем смысле и все до единого откровения Бога в НЗ), в наших же событиях Небо словно бы вовсе отсутствует.

Во-вторых, принятие царских почестей - это всем до единого понятный жест: и иудеям, и римлянам. Здесь божественное мыслится в язычески-ветхозаветных формах блеска и власти. Принятие таких форм совершенно непонятно в связи с дальнейшей решимостью отказаться от помощи ангельских легионов и произволением к рабской смерти.

В-третьих, стоит только представить себе поконкретнее тогдашний Иерусалим и роль римлян в нем, чтобы ясно понять: имей мы в воскресение масштабный Вход, никакого понедельника бы уже не было. Если бы Триумфальный Вход был публичной акцией, Исус был бы арестован, если не прямо на месте, то в течение дня, и причем отнюдь не по иску иудейских властей, а по собственной инициативе римских. Не было бы никаких допросов и расспросов в Претории - само это событие, у которого должны были быть сотни и тысячи свидетелей, было бы достаточным основанием для немедленной казни по инициативе римской стороны.

Как же следует себе представлять Вход Господень, и что он есть по смыслу?

Во-первых, как я понимаю, это был символический акт, осуществленный небольшим количеством верных. Неясно, как это лучше представить в деталях - возможно, была найдена какая-то самая убогая и малолюдная калитка в стене, где община верных устроила действие с соблюдением всех пророчеств. Возможно, сделано было это и в каком-нибудь людном месте, но тогда «Осанна» определенно шептали и бросали ветви исподволь (что-то вроде тайного крестного хода в советское время). Возможно… ясно только то, что действие это было совершено.

Во-вторых, Триумфальный Вход - первое из трех символических событий, которые привели Исуса на Крест. Он находится в теснейшей связи с Разрушением Храма в великий вторник (т. е. переворачиванием столов менял - гомотипным Входу пророчески-символическим действием) и Мессианским Пиром великого четверга. Только в этой связи понимание значение Входа начинает открывать нам подлинный смысл этого действия.

В-третьих, события Страстной, а они открываются Входом, это наш христианский Элевсин - данное символическими действиями содержание всего Евангелия и, шире, всего Учения христианского. Потому, в целом, мы считаем нужным прочитывать это событие через призму теургии, а не созерцания, тем более профанного созерцания.

Т. е. дело не обстояло так, что Исус, наконец, стряхнул «рабий зрак», явив всем свое божество, но - что община верных восприняла своего Учителя как Царя, совершив символический акт. При этом Царь оставался в «рабьем зраке».

Можно было бы назвать это праздником отверзания умных очей. Но этого мало, речь идет, говорю, не в первую очередь о созерцании. Совершилось действие, равнозначное поднятию на щиты, коронации. Это праздник волевого, творческого начала общины, действующей вместе со своим Господом. И, конечно, праздник этот и тогда, и сейчас есть дело от внешних людей и очей сокрытое, являющееся лишь в символических действиях и, опять же, немногим.

Так бы я охарактеризовал в главных чертах сегодняшнее торжество. Блажен, кто может его вместить и обрадоваться о нем по достоинству! С Праздником Входа Господня!
Previous post Next post
Up