May 21, 2009 14:25
Расскажите мне, господа, вы когда-нибудь пытались похоронить почившего родственника на самом понтовом кладбище Москвы? В родственную могилу, да. Видели ли вы работников администрации кладбища? Они смотрят на вас как на говно. В тесной каморке регистратуры Ваганьковского кладбища убитые горем люди возвращаются к жизни и звереют. Они ходят туда как на работу, принося с каждым разом все большую и большую кипу бумажек. Они зарываются в архивы и выучивают генеалогическое древо своей семьи до седьмого колена включительно. Им раскрываются страшные тайны и ужасающие преступления прошлого. Я могла бы написать на эту тему пару романов и несколько триллеров. Но давайте-ка я лучше расскажу свою историю.
Итак, акт первый. Март. Умирает моя любимая бабушка. После нее остается регистрационное удостоверение на могилу на таком-то участке Ваганьково, где уже похоронено большинство членов ее семьи. Мы едем на кладбище в полной уверенности, что подобное удостоверение дает нам право на скромные похороны старушки в ее родную могилку. Однако первое, что нам заявляют:"Идите, ищите могилу". Но у вас же архив, карты, съемка со спутника, недоумеваем мы. Вот же удостоверение, номер участка, номер могилы. "Мы подобную информацию кому попало не даем". Но мы не кто попало, мы ее родные, вот документы, вот удостоверение. "Идите и ищите".
Скажу честно, 56 участок Ваганьковского кладбища огромен. Мы обрыскали его вдоль и поперек, но в снегу было мало что видно. Работники кладбища в ответ на нашу просьбу поискать (за деньги!) могилу закатывали глаза и вертели пальцем у виска. "Зимой вам никто искать не будет", - сказал какой-то сердобол. - "Да и сами вы не найдете сейчас. Приходите, когда снег стает".
К счастью, покойников можно зипповать. При жизни бабушка относилась к возможности сожжения собственного тела вполне терпимо, что позволило нам воспользоваться услугами кремации. Ума не приложу, чтобы мы делали, если бы кремация покойной не нравилась бы. Ибо если в чем и была абсолютна ясна воля старушки, так это в том, что лежать она хотела именно в родной своей могиле, с мамой и папой. Мы оставили урну на хранение в крематории и принялись дожидаться мая.
Акт второй. Мы вновь на кладбище. Вновь до боли знакомый 56 участок. В воздухе разлит аромат сирени, где-то заливается соловей. Мы рыщем средь могил. Каким-то чудом я нахожу могилу с камнем, где выбиты имена мамы и бабушки бабушки. И даже сверх того, бонусом, фотография мамы бабушки, оригинал которой у меня есть. Таблички папы бабушки там, правда, нет, но я не придаю этому значения. Возрадовавшись мы спешим в администрацию.
- Девушка! - пою я у окошка регистратуры. - Мы нашли нашу могилу! Там наши родственники. Проверьте по архиву фамилии.
- А документы на них у вас есть? - равнодушно спрашивает девушка.
- Кое-что есть! - радуюсь я. - А остальное я принесу. Вы проверьте, пожалуйста, по фамилиям в архиве.
- Мы так не проверяем, - уныло говорит девушка, с тоской косясь на свою чашку чая. - Это может и не ваша вовсе могила. Несите все документы.
Мы удаляемся со сцены за документами.
Акт третий. Москва, наши дни. Я приношу в регистратуру ВСЕ документы. Свидетельства о смерти мамы и папы бабушки. Бабушкино свидетельство о рождении, браке, разводе. Письмо ее отца управляющему кладбища на установку ограды. Фотографию мамы бабушки, которая есть на памятнике. Для пущей убедительности мне не хватает только привести с собой пару покойников, которые бы подтвердили, что я не собираюсь спиздить чужую могилу и наебать администрацию кладбища.
Девушка из регистратуры отправляет нас показывать могилу щуплому вьюноше-копателю. Вьюнош делает пару пометок, и мы возвращаемся обратно в регистратуру.
- А почему у вас нет надписи про отца бабушки на могиле? - девушка смотрит мимо меня тупым воловьим взглядом.
- Я не знаю, почему нет надписи. Видимо, был временный памятник, а нормальный бабушка поставить не успела. Но вот же все документы на других лиц, про которых на могиле написано.
- Вовсе нет. Вот вы утверждаете, что такая-то приходится сестрой матери бабушки, а она лежит в соседней могиле.
- Да нет же, она в той же лежит. И надпись там же. Вам могилу сфотографировать? Мальчик же ваш был там только что.
- Нет, она слева лежит.
- Да справа же. Пойдемте, сами посмотрите.
- Хорошо, пусть справа. Это не имеет значения. Должна быть надпись последнего захоронения.
- Девушка, у вас же архив есть. Посмотрите предыдущее захоронение. И еще пораньше.
- Так нельзя. Мы судим только по последнему захоронению. У вас сложный случай, идите к инспектору.
- А где инспектор?
- Он болеет. Когда будет - неизвестно.
- Идите к заведущему, девушка, к заведущему идите! - заорали многоопытные старушки из очереди. - Идите, пока он здесь.
Я пошла к заведущему. С намерением натянуть ему яйца на уши как минимум. Заведущий разобрал документы, сказал, что проблем нет, и отвел меня к распорядителю. Распорядитель разобрал документы, сказал что проблемы есть и он сейчас напишет отказ. С отказом мы должны будем поехать на Сокол и там доказывать свои права. Но сначала он сам посмотрит могилу. В этот день я стремительно покрывала максимум прогулок для беременных.
Вернувшись от могилы, смотритель оставил нас в коридоре, повторил нам раз десять, что у него "никаких личных счетов нет, но порядок есть порядок", написал отказ и пошел к заведущему. Мы с ужасом предвкушали путешествие на Сокол, разборки в суде и бюрократическую волокиту.
И тут случилось чудо. К нам вышел заведущий. Он позвал нас в кабинет. Он еще раз расспросил про ситуацию. Он сказал, как лучше написать заявление, и снова отправил нас к распорядителю. Распорядитель сделал кислую морду и принялся собирать бумаги для переоформления могилы. Я до сих пор не знаю, как это случилось. Денег мы не давали, судами не угрожали. Может быть, на заведущего произвело впечатление мое девятимесячное пузо. Может быть, к нему явился призрак моей бабушки и пригрозил проклясть на веки вечные. Это уже не важно, главное - результат. На получение результата было угрохано всего-навсего 6 часов. Неполный рабочий день.
Я, собственно, к чему это все рассказываю? Будьте бдительны! Если у вас есть престарелые (и не очень) родственники, у которых есть свои могилы, в которых им бы очень хотелось возлежать после смерти, выясните все о документах и местонахождении этих могил прямо сейчас. Если у вас есть дети в сознательном возрасте - объясните им пошаговую стратегию их действий после вашей смерти, притащите их на вашу родственную могилу и ткните носом. Не будьте суеверными, не думайте, что раните чью-то психику. Смотрите на вещи трезво. Если завтра вас собьет автобус, ваши родственники замучаются вас хоронить. Подумайте о других и не будьте эгоистами.
И да, я лично в ближайшее время прикуплю участочек на далеком подмосковном кладбище и напишу подробнейшую инструкцию для будущих поколений.
бюрократия