Оригинал взят у
zimmer_k в
До смерти русской литературы 5 минутЗавешивайте зеркала. Выносим русскую литературу.
Её хоронят не впервые. Эдуард Лимонов в 2003 году, Виктор Ерофеев в 2006 году и другие до них и после. Вот только прежде речь шла о культурной деградации и вырождении русской литературы. Мол, Акунин, Лукьяненко, Донцова и остальные бестселлеры - те еще наследнички Достоевкого, Толстого, Горького и т.д.
Тут же речь немного о другом. В этот раз русскую литературу хоронят рыночные условия.
Сегодня писатель получает меньше уборщицы.
Еще два года назад минимальный тираж, при котором книга распродавалась без всяких вложений со стороны издателя, был 5 тыс. экземпляров. Сегодня это уже 2,5 тыс. Именно такой тираж у всех начинающих авторов.
Книга уходит из издательства по 80-90 рублей. С этой цифры автор получает процент. Начинающему писателю не дадут больше пяти-шести процентов. Тираж 2,5 тыс. - это слишком мало. Так что считать будем по старой «норме».
Тираж 5 тыс. умножить на цену одной книги 90 рублей. Получаем почти полмиллиона - 450 тыс. рублей. Шесть процентов от этой суммы равно 27 тыс. рублей. Книга пишется минимум полгода.
Итого зарплата писателя 4 500 рублей в месяц.
Хотя очевидно, что первые книги не пишутся по полгода. Год минимум. Александру Бушкову понадобилось двадцать лет, чтобы начать писать по четыре книги в год (серии «Антиквар» и «Бестужев»). У современного же автора нет двадцати лет.
Многие молодые писатели понимают бесперспективность профессии и уходят из литературы.
Например, Захар Прилепин - лауреат литературных премий («Национальный бестселлер», «Супернацбест», «Ясная Поляна» и др.). И Андрей Рубанов - финалист «АБС-премии» (международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких), участник лонг-листа «Большая книга», четырехкратный номинант «Национальный бестселлер». Оба печатались с 2005 года и оба ушли в предпринимательство.
Известный писатель-фантаст Леонид Каганов, работающий в жанре с 1995 года, объявил недавно, что уходит из литературы. Множество подающих надежд молодых авторов пишут реже, чем могли бы. Например, Виталий Зыков, Кирилл Бенедиктов, Артем Каменистый и другие.
История знает мало примеров, когда первая книга писателя становилась бестселлером. Первыми на ум приходят Уильям Голдинг с «Повелителем мух» и Джоан Роулинг.
Но это исключения, подтверждающие правило. Голдинг со своим первым романом обошел двадцать одно издательство, Роулинг с первой книгой «Гарри Поттера» получила отказ в двенадцати издательствах.
И тут издателей можно понять. При потоке в несколько сотен рукописей в неделю очень сложно отследить шедевр. Мало кто решится исчерпать свои ресурсы и вложиться в друга (Борис Акунин и издательство «Захаров») или в зарубежного философа нью-эйдж (Пауло Коэльо и издательство «София»).
Как говорила все та же госпожа Роулинг: «Однажды нам придется выбирать между тем, что легко и тем, что правильно». И издатели выбрали то, что полегче.
Просеивать тонны литературного песка в поисках золотых песчинок талантов слишком утомительное занятие. В начале двадцать первого века российское издательство АСТ придумало альтернативу. Как было сказано выше, всегда есть какой-то минимальный тираж, который раскупается без всяких вложений со стороны издателя. Сейчас это 2 тыс. экземпляров, в то время было 5 тыс. И издательство АСТ стало печатать все поступающие к ним рукописи, за исключением совсем уж беспомощных опусов.
И там, где раньше требовалось напечатать одну книгу Лукьяненко тиражом 100 тыс. экземпляров, теперь можно издать 20 книг Ивановых-Петровых-Сидоровых минимальным тиражом. Что в сумме дают те же 100 тыс. и соответствующую прибыль.
Что говорить, если вот, попавшая под руку книжка американки Норы Робертс «На берегу» имеет тираж 3 тыс. экземпляров. Это доп. тираж. Издатель уже продал основной. И делает доп. тираж 3 тысячи. А ведь это Нора Робертс, автор, продержавшийся 861 неделю в топ-листе Нью Йорк Таймс. Из которых 176 недель была на первом месте.
Что в голове у наших издателей? Как хорошо написал московский журналист Илья Стогов.
- Скажите, - поинтересовался я для начала, - а вообще издавать книжки в сегодняшней России - это выгодно?
Редактор улыбнулся и сказал:
- Очень выгодно. Никому об этом не говорите, но на самом деле выгоднее занятия я просто не знаю.
Издание книжек - это бизнес. Скоро издатели будут печатать одни «Буквари» и энциклопедии. Как во всех остальных бизнесах здесь ведется борьба за госзаказы. Кто выиграл, тот может больше не работать. Не искать и не печатать авторов, а штамповать учебники.
Они подрыли дуб, с которого сыпались сладкие желуди. Он засох и рухнул. Русской литературы больше не существует. И это не паникерство. У нас остались Акунин, Лукьяненко, Донцова и остальные мэтры. Их будут печатать, пока они не состарятся и, простите, не умрут.
И после них всё. Конец. Следующего поколения писателей не придет. Они предпочли заняться бизнесом. Или чем-то еще. Чем можно прокормить семью.
И замечания типа художник должен быть голодным здесь не работают.
Во-первых, художник никому ничего не должен. Во-вторых, ВСЕ писатели-классики были в свое время бестселлерами. Это не говоря о том, что каждый владел деревней крепостных, которые обеспечивали их быт.