Смотрела спектакль полгода назад. На сегодняшний день пришла к пониманию, что для меня мало сходить в театр "чтоб отдохнуть", мне это уже не интересно. Поэтому неинтересна (за редким исключением) антреприза.
А Фоменки...Фоменки - это Фоменки! Кому интересно - читайте, и если есть возможность - обязательно посетите их спектакли.
Остро. Глубоко. Актуально. На все времена.
Концентрированный, настоящий, не слащавый Островский. Страшная пьеса о страшных людях.
Эгоисты - все. Все продают-покупают с разной степенью удачливости. Никто не смотрит друг другу в глаза, избегают, за редким исключением. Скользят, случайно сталкиваются взглядами и отводят глаза. Правильно - так торговаться легче. Нет диалогов - монологи перебивкой. Каждый о своем, о своих интересах. Не слушают, не слышат.
Лариса - уже в начале пьесы не живет, существует. Училась-училась себя продавать, да не может, не умеет - тошно. Убежать хочет, а сама все смотрит на Волгу ждет… И требует от Карандышева чтобы увез, но не хочет этого, надеется на что-то.
Карандышев - любит? Нет, желает пролезть в общество, самоутверждается за счет Ларисы. Любил бы - увез, как только попросила. Жалок, но не жалко его. Всё - заслужил, и репутацию «мелкого» человека тоже.
Паратов. Барин. Умен, красив, шикарен. Любит, когда его любят. Всё должно быть так, как хочет он. Великолепен до омерзения. Мерзок настолько, что не может не вызывать восхищения. Вершина эволюции эгоистов. Кого же любить в этом обществе, как ни его - самого-самого? Права Лариса - идеал. Прав Карандышев - без сердца. Кому оно тут надо? А вот уговаривает Ларису ехать за Волгу и думаешь: «А вдруг правда - решил бросить все и отдаться на волю волн, своей любви?» Ведь любил! И сейчас любовь вспыхивает, трепыхается. Только сердца-то нет и негде этой любви-бродяге жить. И тут же все на места встает, когда довольный (получилось!), говорит своим сообщникам-друзьям: «Едет!». Вот и еще раз утвердился в том, что он - венец природы.
Квинтэссенция спектакля - объяснение Паратова и Ларисы. Как сыграно! Лариса - торгующуюся, требующая, цепляющаяся. Паратов - растерянный, словно на весах взвешивающий. Взвесил, оценил: любовь - бесценок, состояние - дело другое, так что падите Лариса Дмитриевна - домой, к маменьке и к жениху.
Финал предопределен. И так не жила Лариса, существовала, а теперь и существовать не сможет. Смерть ее закономерна, и жаль не ее, других - оставшихся в живых. Каково им будет жить в вечном ожидании - вдруг проснется, зашевелится совесть? Нажал на курок Карандышев, да только убили все, и все до одно виноваты.
Сыграно потрясающе. Лариса Агуреевой - на грани истерики. И не приехал бы Паратов, что-то не верится в то, что у Ларисы все тихо-спокойно было бы. Курдюбова - божественна. Четко выдерживает пропорцию гротеска, иронии и трагизма. Смотреть на нее одно удовольствие, впрочем - как и обычно. Циганов - органичен и его героев-любовников и не вспоминаешь. Паратов Любимова - живой, настоящий. Не вальяжный, но быстрый, цепкий. Хозяин, но не купец, а барин. Веришь безусловно, то и дело посочувствовать хочется, даже все зная и понимая. Какого же Ларисе, все за чистую монету принимающую?
Обо остальных актерах так же можно много лестно сказать. Но важнее другое - все работает на спектакль, на единую цель.