В мае этого года мы были в Амстердаме. И вот дошли руки написать первый пост)) У меня есть альбом с фотками на Вк, но это конечно другое совсем, и аудитория другая. Так что пишу Часть 1ю. Я хотела вместить в один пост, но очень много получается фотографий и информации, чтобы мне все сразу обработать и написать, а вам все сразу поглотить) Еще хочу написать отдельно про две вещи в Нидерландах/Амстердаме: музей Ван Гога и цветочный парк Кейкенхоф, но это позже.
Нидерланды - очень небольшая страна, и Амстердам маленький как для столицы город. И по статистике (его население около 1 млн чел.), и по ощущению. Город старинный, спроектирован и построен давно, здания тоненькие, улицы узенькие. Все такое маленькое еще и потому, что в Нидерландах земля - это сокровище. Многие годы голландцы осушали болота и всяческие мелководья, чтобы отвоевать у воды еще немного суши. Если не ошибаюсь, около 40% территории страны когда-то было водой.
Какому путешественнику неизвестно первое, неповторимое чувство
взволнованного ожидания, которое охватывает душу при въезде в город, где он
еще никогда не был! Каждая улица, каждый переулочек открывают жаждущим
глазам путешественника все новые и новые тайны.
И. Ильф и Е. Петров «Одноэтажная Америка»
Я очень хорошо помню свои такие первые впечатления о многих городах, и от Амстердама особенно. Мы въехали в город со стороны ж/д вокзала, в залитый теплым солнечным светом, с его игрушечными пряничными домиками. Были первые теплые дни и в открытые окна бесцеремонно торчали руки, ноги и другие части тела местных жителей. Было много воды, и над ней кружила сотня чаек! В Одессе чаек можно встретить только на пляже, у моря. В жилые кварталы они не поднимаются. И мне это так понравилось: чайки в городе! И я подумала: такой вот он Амстердам, но оказалось, он бывает разный. Там, где выходит на залив - озеро Маркермер, один. На узеньких каналах - другой, на реке Амстел - третий, чем-то на Париж похожий:
Еще при подъезде к городу нельзя не заметить количество велотранспорта всех калибров и модификаций. А у ж в самом Амстердаме это сплошное наваждение.
Вот у нас в городе, в Одессе, активно продвигают проект реструктуризации улиц и движения для удобства велосипедистов. Вроде хорошо: экологично, удобно. Но если у нас станет как в Нидерландах, скажу я вам, я против такого проекта.
Когда-то, борясь с засилием автомобилей в Амстердаме, велосипедистам дали там полный карт бланш. Теперь они гоняют как сумасшедшие, наглые, бесстрашные и совершенно неподконтрольные. Нас сразу предупредили: если вас собьет велосипед - сами виноваты. А уж если это произойдет на велосипедной дорожке - вы будете оплачивать и ремонт велосипеда в случае поломки, и больницу велосипедисту в случае травм. А теперь внимание на экран: вот так выглядит типичная улочка.
Розовая дорожка, очерченная белым - велосипедная. Для пешеходов - то, что осталось по бокам. Выводы можете сделать сами. Единственное что: для тех, кто думает, что это сказки для туристов скажу, что за несколько дней, которые мы провели в городе, на наших глазах чуть было не сбили несколько человек, и мне было реально страшно. При этом велосипедисты даже не пытаются тормозить или сворачивать! В лучшем случае - звенят в звоночек, если он у них есть. Один из планов на Амстердам у нас был взять на прокат велики и покататься по городу. Сами понимаете, почему мы крепко задумались и в конце концов отказались от этой затеи.
Переходить более-менее серьезную улицу страшно и геморройно: в основном из-за тех же велосипедистов, выскакивающих ниоткуда на огромной скорости. А мы ж туристы, ходим зеваем, вверх на архитектуру смотрим..
Вообще безопасность в городе как по мне оставляет желать лучшего. Вот например кафешки у воды, таких много:
Как сказала моя подружка Лена: а если я люблю на стуле раскачиваться?
Вот например улицы с тамваями:
Я первый раз чуть не офигела, когда увидела что прямо мне в спину тычется трамвай. Заметьте: никаких даже условных разделений на проезжую часть и пешеходную.
Может быть, такая беспечность связана с тем, что в городе почти все жители - население взрослое, детей мало. Как рассказывала нам экскурсовод, в Амстердаме не принято селиться, если у вас уже есть семья. Сюда приезжают молодые люди учиться в университетах и тусоваться, а когда остепеняются, переезжают в Делфт, или Гаагу, или в совсем маленькие тихие городки.
У тех, кто всё-таки не захотел отказываться от автотранспорта в пользу великов, распространены вот такие автомобильчики:
И предыдущая фото мягко подводит меня к новому витку поста: фрикам. Их там оочень много! Если человек одет нормально и выглядит обычно - значит турист. А амстердамцев очень интересно наблюдать и рассматривать. Бывают ярко выраженные:
Таких конечно часто можно встретить возле кофешопов в темненьких вонючих переходах (сколько нужно травы, чтобы ею пропитался весь переулок!), в которые мы попадали пару раз и тут же выбегали на улицу пошире, ибо реально страшновато. Не в таких конечно, как на следующей фотке - это первый и центральный кофешоп города, здесь белые люди балуются.
А бывают странные люди, к которым нужно присмотеться: вот например девушка ходила по улицам босиком:
А наш экскурсовод рассказывала, что есть довольно большая община натуралистов, которые и совсем голые по городу ходят, и к тому же отказались от всяческих средств гигиенты, ссылаясь на их ненатуральность, и шлейф от них соответствующий. Слава Богу, таких представителей мы не встретили.
Очень мне понравились амстердамские витрины! Есть просто красивые, есть необычные и оригинальные. Видно, как развита культура подачи. За каждый лоточек хочется зацепиться, в каждый магазинчик зайти. Жалко все не перефотографировать, иначе вообще бы никуда не успели.
И оливковая веточка висит:
Сыра, кстати, мы так и не попробовали. Вот как-то не сработал стереотип: ехали за тюльпанами, за Ван Гогом, за мельницами в конце концов.. И уже когда вернулись домой и все начали спрашивать: «а сыр пробовали?» мы поняли, что упустили этот момент)) Совсем забыли за пищей духовной о пище сырной.
И совет для будущих туристов: гуляйте по Амстердаму утром! Не пожалейте себя, встаньте в 7, 8 - город просыпается сравнительно поздно, и гуляйте по совершенно пустым улицам! Никаких туристов, никаких велосипедистов.
Первый раз пришли к буквам I amsterdam днем, и подумали, что не судьба иметь фотку без сотни таких же на заднем и переднем плане:
На следующий день в 8 утра. Совсем другое ощущение! И самолет.
Когда будет следующий пост про Амстердам не знаю, так что напишу тут сразу коротко всё, что у меня спрашивали:
1. Виза. Тут не сильно помогу: мы делали визу польскую. Её легче получить, проще перечень документов, и нам удобно было так ехать.
2. Стоимость. Мы путешествовали бюджетно, и этот город в принципе очень демократичен и для этого пригоден. Расстояния маленькие, денег на передвижение по городу почти не тратили. С одного конца Амстердама в другой можно без проблем дойти пешком. Гостиница у нас была тоже недорогая, потому что находилась за городом. Называется Ibis. Добирались до нее на автобусе, который ходил очень хорошо и регулярно (для городского транспорта в Амстредаме есть специальные полосы движения, и это практически исключает опоздания транспорта или стояние в пробках). От гостиницы до центра было ехать минут 10-15. Покушать в кафешке стоит ок. 12-15 евро с человека. А можно купить готовую еду в супермаркете, мы так делали, когда возвращались в гостиницу.
3. Интересное. Смотря за чем ехать) Кто-то едет за кварталом Красных фонарей. Кто-то за кофешопами. Я ехала в Нидерланды за Музеем Ван Гога и парком Кейкенхоф. И то, и другое я получила сполна и осталась очень довольна! Это невероятные места, о которых я еще напишу обязательно отдельно. Но чтобы попасть в Кейкенхоф, ехать надо в период март - май.
4. Прокат велосипедов. Про них я вроде всё написала) Конечно, в прокат велосипеды можно взять, таких контор по городу много. Судите сами, насколько у вас хорошая реакция на дороге))
Амстердам. Часть 2я.