К 100-летнему юбилею возрождения братского движения в Православной церкви.
В 2018 году мы будем отмечать столетие возрождения братского движения в Русской православной церкви. К созданию братств в каждой епархии призвал патриарх Тихон уже в своем первом послании от 19 января 1918 года, где он вдохновляет всех верующих образовывать духовные союзы, «которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления». Конечно, история нашей церкви знает братства еще с XV-XVI вв., когда в Юго-Западной Руси появились братства, противоставшие католической экспансии. Два старейших - Львовское и Виленское - получили права ставропигии, т.е. подчинялись непосредственно патриарху константинопольскому. Им было дано право обличать противящихся закону Христову и отлучать их от церкви, и даже обличать самих епископов. Патриархи константинопольские запрещали епископам под страхом осуждения нарушать права и привилегии братств. Понятно, что многим епископам это не нравилось. Однако вскоре права братств были расширены еще больше: им было дано право печатать книги, руководить всем образованием во Львове, избирать и удалять от должности своих священников. Патриарх константинопольский убеждал образовывать новые братства. В те времена такая ситуация стала выходом из духовного кризиса.
В XVII веке юго-западные братства угасают. Но уже в 40-х годах XIX века мы вновь видим возрождение общин и братств в нашей церкви: дьякон Николай Попов и его «Любовь братства» в костромской епархии, свящ. Александр Гумилевский и его Христорождественское братство в Санкт-Петербурге. После было знаменитое Крестовоздвиженское братство Н.Н. Неплюева. У него была идея в начале ХХ века создать Всероссийское братство для всех верующих людей. Он хотел собрать еще и неверующих людей доброй воли и людей «свободного действия», задумывая «Партию мирного прогресса». Но, к сожалению, в 1908 году Николай Николаевич умер и это святое дело не было доведено до конца.
К созданию духовных союзов в каждой епархии призвал патриарх Тихон в 1918 году. С этого момента возникает значительное число общин и братств. Появляется Александро-Невское братство в Петрограде, Братство ревнителей и проповедников православия в Москве. Создаются Совет объединенных приходов Москвы и Братство приходских советов в Петрограде. Поместный Собор 1917/18 гг. начал разработку устава «Всероссийского союза приходов», который планировалось создать. Сегодня мы знаем, что в 1920 году в Петроградской епархии было уже более 20 православных братств, объединившихся в Союз или Содружество православных братств. А сколько их было в Москве? Это нам еще предстоит узнать.
В связи с юбилеем столетия возрождения братского движения в Русской православной церкви, которое будет в 2018 году, нам надо входить глубже в историю братств разных времен разных церквей, в т.ч. неправославных. В целом ряде случаев это трудная, даже конфликтная история, полная недопонимания, но это тоже своеобразное свидетельство действия Святого Духа в нашей церкви. Если бы утихло общинно-братское движение в церкви, наверное, можно было бы тогда в чем-то согласиться с протестантами, которые подчас называют нашу церковь чуть ли не мертвой. В истории братского движения до сих пор очень много белых пятен. Нам надо все это срочно изучать. Даже не слишком углубляясь, мы уже нашли столько замечательных общинных и братских движений в русской истории и узнали то, о чем никто ещё не писал и о чём не знал. Все это лежало где-то в архивах и находилось под спудом.
Церковь нуждается в возрождении, и очень остро. Наша страна и наш народ не выживут, если не будет возрождения церкви. Но возрождения церкви не будет, если не будет возрождения в ней того общинно-братского движения, к которому призвал нашу церковь в 1918 году святитель Тихон. Это открывает для нас новые горизонты в жизни, ставит новые акценты в ней.
* * *
Первое послание патриарха Тихона верующим Русской православной церкви 19 января 1918 г.
[Spoiler (click to open)] Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.
Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют прямо противно совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами св.апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35)».
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей».
Цитируется по публикации: Русская православная церковь и коммунистическое государство: Документы и фотоматериалы: 1917-1941. М.: ББИ, 1996. С. 23-25.
Постановление Святейшего патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти 28 февраля 1918 г.
[Spoiler (click to open)] Святейший Патриарх и Священный Синод имели суждение о преподании духовным пастырям и всем верным чадам Православной Христовой Церкви указаний в отношении к обстоятельствам нынешнего времени.
Постановлено: новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей, особенно местных, чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на встречаемые препятствия и даже гонения. Святейшим Собором и Святейшим Патриархом указано общее направление, в каком должна идти ныне деятельность духовных пастырей. Ныне призывая их к проявлению собственного доброго почина и необходимой самодеятельности в настоящих трудных обстоятельствах, преподать им, в предупреждение возможных с их стороны, по неведению, ошибочных действий и для руководства в недоуменных случаях, нижеследующие указания:
Призыв к пастырям
1. Пастыри призываются крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять и объединять верующих в защите попираемой свободы веры Православной и усилить молитвы о вразумлении заблудших.
2. Пастыри должны идти навстречу добрым начинаниям верующих, направленным к защите Церкви.
Организация мирян
3. При всех приходских и бесприходских церквах надлежит организовать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства.
4. Союзы эти должны иметь просветительские и благотворительные задачи и именования, они могут быть под председательством мирянина или священника, но не должны называться церковными или религиозными, так как всякие церковные и религиозные общества лишены новым декретом прав юридического лица.
5. В крайних случаях союзы эти могут заявлять себя собственниками церковного имущества, чтобы спасти его от отобрания в руки неправославных или даже иноверцев. Пусть храм и церковное достояние останутся в руках людей Православных, верующих в Бога и преданных Церкви.
О монастырях
6. Настоятели, настоятельницы и братия монастырей, монастырских скитов и подворий организуют подобные союзы (коллективы) из окрестных жителей и постоянных богомольцев обители и всех преданных обители лиц.
Об учебных заведениях
7. Начальствующие и учащие в духовно-учебных заведениях должны тесно сплотиться с родителями учащихся и служащими в союзы (коллективы) для защиты учебных заведений от захвата и для обеспечения дальнейшей их деятельности на пользу Церкви и Православного народа.
[...]
Цитируется по публикации: Русская православная церковь и коммунистическое государство: Документы и фотоматериалы: 1917-1941. М.: ББИ, 1996. С. 30-35.